Китай не отказывается от российских ресурсов

29 Сентября 2009

http://www.loglink.ru/news/images/kolesov.jpg


За последние полгода в Россию существенно снизился приток китайских товаров. Эксперты отмечают снижение грузопотока на фоне незначительного увеличения пассажиропотока. О том, как кризис повлиял на торгово-экономические отношения России и Китая, LogLink.Ru рассказал генеральный директор компании Optim Consult Евгений Викторович Колесов.

 

Как изменился импорт китайских товаров и оборудования в первой половине 2009 года?

В первой половине 2009 года стоимость экспорта китайских товаров составила $521,5 млрд, уменьшившись по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 21,8%. В том числе, экспорт в Россию снизился более чем на 48% и составил лишь $7,4 млрд. Традиционными товарами, поставляемыми из Китая в нашу страну, остаются  текстильные изделия, электротехническая продукция и обувь -  на эти группы приходится более 60% импорта. В этом году поставки электротехнической продукции снизились на 49,3%, обуви – на 20,1%, текстиля – увеличились на 2,6%. Снизились показатели импортируемых из КНР пластмасс, резины, транспортного и медицинского оборудования, керамики, стекла… Налицо явное влияние финансового кризиса, проявившегося практически во всех показателях внешнеторговой деятельности. Вместе с тем, прогнозы весьма благоприятные. Я уверен, что вторая половина года окажется более продуктивной, тем более, что уже с июня мы имеем возможность наблюдать некоторое увеличение объемов внешней торговли по сравнению с предыдущим месяцем.

Изменилась ли картина по видам перевозок, по сравнению с прошлым годом? Изменились ли тарифы?


Объем перевозок существенно снизился. По статистике Главного таможенного управления, в первые шесть месяцев этого года из Китая было экспортировано морем 250 тысяч контейнеров, что на 84% меньше, чем в этот же период 2008 г. Их стоимость  снизилась на 78% и составила $1,035 млрд. Причем эта тенденция коснулась практически всех без исключения перевозчиков. Например, согласно докладу об итогах полугодовой деятельности лидера китайского судоходства China Ocean, убытки компании за отчетный период составили порядка $680 млн. Однако руководитель предприятия не теряет надежды и не устает повторять в интервью, что итоги второй половины года будут более утешительными, благодаря предпринимаемым правительством мерам, а также глобальному улучшению мировой экономики и, в частности, товарообороту.

Тем не менее, возвращаемся к итогам первых шести месяцев:  убыток китайских авиалиний – $4,5 млрд. Авиаперевозчикам оказалось особенно сложно противостоять кризису – сказалось подорожавшее топливо, возросшие посадочные сборы и ряд других факторов. Пожалуй, самой серьезной потерей можно назвать банкротство частной китайской компании East Star Airlines, задолжавшей огромные суммы кредиторам и рабочим. Думаю, в такой ситуации гораздо легче выживать государственным компаниям, получающим материальную помощь от правительства.

Железнодорожные перевозки: пассажиропоток увеличился по сравнению с первой половиной прошлого года на 36,6 млн человек и составил в общей сложности 7,5 млрд человек. Темп роста небольшой (0,5%), но все же положительный. Это более заметно, если сравнивать по кварталам – во втором пассажиропоток увеличился на 51%. Грузоперевозки в первые шесть месяцев составили 15,94 млрд т – это на 4% меньше, чем в аналогичный период 2008 г. Тем не  менее, ситуация постепенно стабилизируется – уже в июле  грузоперевозки по железной дороге увеличились на 850 тыс т или 0,3% (по сравнению с июлем прошлого года) и составили 284,56 млн т. Капиталовложения в китайскую железную дорогу за полгода достигли $3,4 трлн, из которых $2,96 трлн было инвестировано в инфраструктуру (это на 1234% и 1551% соответственно больше, чем в этот же период 2008 г.).

Что касается грузовых автоперевозок, то здесь наблюдается снижение на уровне 3,7%. Всего за полгода автотранспортом было перевезено 9,86 млрд т грузов, при этом с каждым месяцем, начиная с лета, объем грузоперевозок увеличивается. К примеру, в июне поставки увеличились по сравнению с майскими показателями примерно на 13%.

Конечно, правительство оказывает существенную поддержку не только путем прямых финансовых вливаний, нацеленных на поддержку различных отраслей промышленности страны, но и с помощью увеличения ставки возврата экспортного налога, который с августа прошлого года увеличивался уже 7 раз. Особое внимание со стороны государства  уделяется трудоемкой, высокотехнологичной и требующей глубокой переработки продукции. Всего ставка была увеличена на 2600 видов товаров, причем на некоторые из них до 17%.
 
Как кризис повлиял на работу китайских транспортных компаний?

Влияние кризиса наиболее заметно началось уже в октябре прошлого года, когда транспортные компании почувствовали сложности в ведении бизнеса и значительное снижение доходов.  Например, 10 постоянных клиентов логистической компании China Railway Modern Logistics Technology Co., Ltd. снизили объемы своих заказов в октябре уже на 30% - об этом сообщила пресс-служба компании. В январе было заявлено, что заказы таких известных в КНР предприятий, как  China COSCO Logistics Co., Ltd. и Zhai Ji Song Corporation снизились на 20% и 57% соответственно. Прибыль компании  Xiaogan Heli в провинции Хубэй в октябре 2008 г. также резко упала. И это лишь часть примеров, избежать негативных последствий кризиса не удалось практически никому. Цепочка здесь очевидна – одни сокращают объемы производства, у других соответственно уменьшаются объемы перевозок. Многое также зависит от  правильного выбора маршрута, от эксплутационных расходов, стоимости предлагаемых услуг и строгого контроля за выполнением всех условий. При грамотном решении вышеназванных вопросов, в сочетании с активным развитием строительства, китайские транспортные компании имеют шансы выйти после кризиса не только не ослабленными, но даже окрепшими, и добиться значительного увеличения оборота грузоперевозок. 

В прошлом году были анонсированы большие инфраструктурные проекты: новая автомобильная и железная дорога между Казахстаном и Китаем. Как обстоят дела с этими проектами сейчас?

В начале августа началось строительство железной дороги между Казахстаном и Китаем – это уникальный проект, который сэкономит 550 километров пути и составит лишь 298 километров. Предполагается, что реализация проекта завершится в 2012 году, общий объем капиталовложений за это время составит порядка $980 млн, в строительстве будут задействованы более 5,5 тысяч людей. Сразу после начала эксплуатации объем грузоперевозок превысит 5,5 млн т в год, к 2020 г. достигнет уже 25 млн т. В настоящий момент строительство на указанном объекте  ведется, каких либо изменений или отклонений от плана, вызванных финансовым кризисом, нет.

Достаточно успешно продвигается и строительство автомобильных дорог в рамках международного проекта «Западная Европа – Западный Китай». Этот  транспортный коридор, берущий начало в Китае и проходящий через Казахстан и Россию, откроет путь в Европу практически всем азиатским странам, составит в общей сложности 8998 км, привлечет к строительству более 50 тысяч человек и сократит путь из Китая в Европу до 11 дней (ранее морской путь занимал 45 дней). К 2012 г. Казахстан планирует завершить строительство на своей территории.

Китайская инвестгруппа «Цзиньюань», обещавшая вложить более 1 млрд долл. в создание международной сети торгово-логистических комплексов, покупает крупнейший в России логопарк «Северное Домодедово». На ваш взгляд, это единичный случай или наступает эра экспансии китайского капитала в Россию?


Это не единичный случай, Китай намерен продолжать инвестирование автотрасс и железнодорожных путей в РФ. Но это не эра экспансии китайского капитала. Прежде всего, потому, что  экономика России и Китая тесно зависит друг от друга. Мы заинтересованы во взаимном присутствии, хотя и преследуем различные цели. Китай не может обходиться без российских природных ресурсов (не забываем, что именно ему принадлежит второе место в мире по импорту нефти), Россия же весьма заинтересована в притоке иностранных инвестиций в страну, так как это могло бы решить ряд проблем и позволить восстановиться и развиваться ряду отраслей. Особое место здесь занимает логистика, так как именно эта область деятельности благодаря отрегулированному процессу товародвижения существенно влияет на объемы внешнеторгового товарооборота и соответственно увеличивает бюджетные поступления. Отмечу, что российское правительство также вкладывает средства в развитие дорог и транспорта. Так, было предоставлено 150 млрд рублей государственных займов для российских регионов на 3 года на строительство и восстановление дорог и инфраструктурных объектов. Но ясно, что этих денег недостаточно для эффективного развития, в связи с чем Россия активно ищет пути привлечения иностранных, в частности китайских, инвестиций.



Справка:

Optim Consult – одна из крупнейших консалтинговых компаний, работающих на территории Китая. Предоставляет широкий спектр профессиональных услуг для компаний из России и стран СНГ, заинтересованных в деловом сотрудничестве с Китаем. На сегодняшний день Optim Consult сотрудничает с более чем 300-ми китайскими производителями.
Компания – действующий член Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, активный член 12-ти профессиональных китайских ассоциаций, член авторитетной международной ассоциации профессионалов маркетинговых исследований ESOMAR и Международного Союза товаропроизводителей.
В компании работает команда из 61 сотрудника, объединяющая профессионалов юридической, финансовой,  экономической и переводческой специальностей, обладающих экспертными знаниями в области ведения бизнеса в Китае.



Колесов Евгений Викторович

Генеральный директор компании Optim Consult International Co., Ltd и Omega-m Logistics Co., Ltd (г. Гуанчжоу, провинция Гуандун, Китай). Генеральный директор промышленной группы ToolPex Industrial Group (TIG), САР Гонконг.

Членство:

- Международная Ассоциация Исследователей ESOMAR (Голландия);
- Союз переводчиков России и Международная ассоциация переводчиков;
- Некоммерческое партнерство «Гильдия маркетологов», Россия.

Образование:

2003 г. - 2006 г. – Московский гуманитарный университет, аспирантура;
2001 г. - 2003 г. – ИСАА при МГУ им. Ломоносова, межвузовский факультет китайского языка;
1998 г. - 2003 г. – Московская гуманитарно-социальная академия, юридический факультет;
1999 г. - 2001 г. – школа А. А. Зиновьева, курс – «Методология научного исследования»;
1997 г. – 1999 г. - Северо-Восточный сельскохозяйственный университет г. Харбин, Китай, специальность – «Управление промышленными предприятиями».



Источник: www.loglink.ru



Поиск по сайтуЯndex