Транспортное развитие Сочи

29 Января 2010

Подготовка транспортной инфраструктуры Сочи к Зимним Олимпийским играм 2014 года идет не так быстро, как хотелось бы. Очевидно наличие всех проблем, которые обычно сопровождают транспортные проекты в нашей стране: задержка финансирование, неритмичность работ, неудовлетворительное планирование и т.д. До сих пор нет и точных оценок затрат... По совокупности, можно ожидать, что у строителей, транспортников, а также у жителей Сочи впереди 4,5 года постоянного аврала.

В предолимпийском Сочи необходимо модернизировать существующие объекты транспортной инфраструктуры, а также построить новые, необходимые для завоза материалов для олимпийского строительства.

Наибольший объем работ придется на виды транспорта, связанные с обеспечением олимпийских строек, — морской и железнодорожный. РЖД в дополнение придется практически с нуля строить инфраструктуру для пассажирских перевозок.

Порта хватит и одного

По словам министра транспорта Игоря Левитина, общая грузовая база для строительства в Сочи за пять лет составит 65 млн тонн. Ранее транспортники озвучивали цифру 68 млн тонн — объем удалось сократить в результате борьбы с «приписками» и «завышением цен», которую по указанию председателя Правительства РФ провел в мае-июне в Сочи вице-премьер Дмитрий Козак. К слову, в результате этой борьбы потерял должность курирующий строительство вице-губернатор Кубани Василий Надирадзе, а на должность президента «Олимпстроя» назначен бизнесмен Теймураз Баллоев, который увеличил присутствие в регионе крупных игроков строительного рынка в ущерб местным. Сегодня власти края контролируют лишь небольшую часть автодорожного строительства и благоустройства в Большом Сочи.

Одновременно с уменьшением грузовой базы была похоронена идея строительства второго грузового района морского порта Сочи в устье реки Псоу. То, что полноценного порта не будет, уже решено. Но окончательно расставаться с идеей обустройства здесь грузового района Минтранс не торопится. Игорь Левитин неоднократно заявлял о целесообразности строительства т. н. временного грузового района, без возведения капитальных сооружений — с целью минимизации риска дефицита пропускной способности железной дороги. По его словам, в 2014 году временные конструкции будут разобраны, а земля отойдет городу под жилищное строительство.

Источник в управлении Северо-Кавказской железной дороги сообщил «Транспорту», что магистраль, несмотря на трудности, способна справиться с завозом всех предъявляемых грузов в район Сочи, а активность Минтранса в отстаивании морских маршрутов грузоперевозок связана с банальным желанием контролировать больше бюджетных средств, так как заказчиком портового строительства выступают подконтрольные ему структуры. Собеседник журнала считает, что возить грузы по железной дороге сегодня более целесообразно, как по экономическим, так и экологическим мотивам.

В РЖД оценивают ситуацию несколько иначе. Так, начальник сектора строительства олимпийских объектов департамента капитального строительства РЖД Владимир Соломатин в комментариях отраслевой прессе отметил, что излишняя нагрузка на железную дорогу приведет к дефициту пропускных способностей, неразберихе и хаосу.

С другой стороны, по словам главного инженера СКЖД Валерия Танаева, в районе Сочи сегодня уже введены в эксплуатацию все четыре грузовых двора, предусмотренных планом развития транспортной инфраструктуры. Их общая мощность составляет 20 млн твг, и арифметически только этих дворов должно хватить для перевалки 70 млн тонн грузов за оставшиеся до Олимпиады 4,5 года. Пока, по данным Владимира Соломатина, за полгода по железной дороге на олимпийские стройки завезено всего 200 тыс. тонн грузов, то есть загрузка дворов очень далека от проектной...

Добавим также, что к началу 2010 года должна заработать первая очередь грузового порта в устье реки Мзмыта, строительство которого ведут структуры «Базэла». Мощность первой очереди, по словам пресс-секретаря холдинга Сергея Бабиченко, составит 2 млн твг генеральных и навалочных грузов. К концу 2010 года порт должен выйти па проектную мощность в 6,5 млн твг. При необходимости, как отмечают в компании, его мощность может быть доведена до 10 млн твг.

Таким образом, потребность в создании еще одного портового грузового района сегодня в самом деле неочевидна.

Железнодорожный сегмент

РЖД в Сочи, кроме создания грузовых дворов, предстоит реализовать еще четыре проекта. Это усиление существующей инфраструктуры на участке Туапсе-Адлер, адаптация вокзалов Большого Сочи к нуждам людей с ограниченными возможностями (это является требованием МОК для  Параолимпийских  игр), строительство новой железнодорожной линии  станция  Адлер - аэропорт Адлер с организацией тактового пригородного сообщения и строительство совмещенной с автомагистралью железной дороги Сочи-Красная Поляна-Альпика-Сервис — к горным олимпийским объектам. В настоящее время реализуется только проект модернизации участка Туапсе-Адлер—речь идет о строительстве двухпутных вставок. Отметим, что эту задачу железнодорожники начали решать за свой счет задолго до победы Сочи в олимпийской гонке — усиление пути необходимо для нормального пассажирского сообщения. Инвестиционным бюджетом компании на развитие линии предусмотрено 13,5 млрд рублей на период до 2011 года; 1,5 млрд было освоено в прошлом году, а еще 3,6 млрд выделено на текущий год (см. также «РЖД вошло в Игры» в «Транспорте» № 1-2,2008 г.)

Валерий Танаев рассказал «Транспорту», что по программе модернизации участка Туапсе-Адлер у СКЖД нет отставания, железнодорожники даже опережают плановые задания — в некоторых случаях на 80%. До конца года СКЖД отчитается о строительстве двухпутных вставок на участках Мацеста-Хоста, Шепси-Водопадный, Сочи-Мацеста, Хоста-Адлер, Дагомыс-Сочи, Якорная Щель-Лоо и первых 10 км сплошного второго пути на участке Сочи-Адлер. Начальник СКЖД Владимир Голоскоков сообщает, что по планам дороги до конца 2011 года будет построено всего 30,3 км двухпутных вставок, а до 2013 на участке Сочи-Адлер будет полностью обустроен второй путь (во время Олимпиады поезда здесь будут ходить с интервалом в 6-8 минут).

Кроме расширения полотна, на участке Туапсе-Адлер необходимо увеличение габаритов туннелей, построенных еще до революции. Эти работы еще не начинались.

«Пассажирские» проекты РЖД в Сочи находятся на стадии проектных работ. По данным Владимира Голоскокова, решение госкомиссии по проекту железнодорожной ветки Сочи-Адлер-Аэропорт будет готово к концу 2009 года, по проекту Сочи-Альпика-Сервис — к середине 2010 года. Эти две линии, которые в проектах фигурируют еще под названием «легкое метро», будут примыкать к действующим линиям железной дороги. Всего для «легкого метро» должно быть построено 60 км путей, из них около 45 км к горнолыжному комплексу «Альпика-Сервис». Именно на этих направлениях будет работать современный подвижной состав, который РЖД закупят за границей (подробнее см., например, интервью начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Александра Назарова в «Транспорте» №7-8,2009 г.)

По графику МОК дороги должны быть сданы в эксплуатацию в июле 2013 года — с таким расчетом, чтобы к Олимпиаде они были уже обкатаны. Главный инженер СКЖД Валерий Танаев считает, что железнодорожники справятся с заданием.

Изначально планировалось, что железнодорожники профинансируют все свои сочинские проекты самостоятельно. Для этого им предоставили «олимпийский» процент допиндексации к грузовым тарифам. Но обусловленное кризисом снижение доходов компании скорректировало планы, и государству пришлось выкупать допэмиссию акций РЖД на сумму 41,5 млрд рублей. Эти деньги компания вложит в сочинские стройки, но из федерального бюджета они, очевидно, поступят только в следующем году. Отметим здесь, что в начале года Минтранс предварительно оценивал стоимость работ только по совмещенной автомобильной и железной дороге Сочи—Альпика-Ссрвис в 242 млрд рублей.

Олимпийское кольцо

Ответственность за автодорожное строительство в самом городе Сочи и вокруг него поделена между администрацией Краснодарского края и «Росавтодором». Как сообщили в Министерстве транспорта, автодорожное строительство вокруг Сочи финансируется государством по линии ФЦП «Развитие транспортной системы РФ в 2010-15 гг.», а транспортные объекты внутри городской черты — в рамках ФЦП «Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта».

Всего, по данным Минтранса, к Олимпиаде в Сочи должно быть построено 75 км новых автодорог, на эти цели из федерального бюджета будет выделено 135 млрд рублей.

В пределах городской черты центральным объектом является двухуровневая развязка — т. н. «Адлерское кольцо», которая облегчит проезд из аэропорта в центр Сочи и в сторону Красной Поляны. Строительство кольца началось в июне этого года и продлится до сентября следующего.

Как уже отмечалось выше, главной новостройкой в рамках подготовки к Олимпиаде станет проложенная в одном коридоре с железной дорогой автомагистраль от Адлера к Красной Поляне длиной 50 км. Дорога будет включать в себя 59 эстакад, из которых 28 двухъярусные, 28 мостов и 9 туннелей. Первую площадку по пробивке туннеля через горный массив Дзыхра в конце мая осмотрели вице-премьер Дмитрий Козак и президент РЖД Владимир Якунин. Для прокладки туннелей из Австрии доставлен горнопроходческий щит, который до сих пор простаивает из-за нерешенных проблем с выкупом земель под строительство и неготовности проектцой документации.

Контроль будет усилен

Принимая во внимание обилие и противоречивость данных по финансовым затратам на Олимпиаду, можно сделать вывод, что сегодня точных данных нет ни в госкорпорации «Олимпстрой», ни в правительстве. Если инвестиционная емкость отдельных проектов еще поддается определению, то затраты на выкуп недвижимости, попавшей в зону строительства объектов, могут меняться. При этом на сегодняшний момент продолжается как проектирование наиболее важных объектов, так и выкуп недвижимости у частных собственников.

Разница между прогнозами и реальностью, видимо, может быть столь серьезной, что Следственный комитет Генпрокуратуры планирует создать специальное «олимпийское» подразделение, которое тоже будет следить за олимпийским строительством.

Разделение труда

В августе в структуре дирекции ОАО «РЖД» по управлению движением начало работу специализированное управление по перевозке олимпийских грузов. Управление будет работать в контакте с Транспортной дирекцией Олимпийских игр, созданной в феврале 2009 года при Минтрансе структурой, ответственной за координацию процесса строительства транспортной инфраструктуры. Без санкции дирекции в районы строительства не должны попасть ни одно транспортное средство или тонна груза.

Во время проведения Игр дирекция сосредоточится на управлении грузовым движением и пассажиропотоками. Ведомственная «Олимпийская дирекция» согласовывает объемы грузов, а движенцы РЖД обеспечивают логистические технологии, подачу и уборку подвижного состава. Заявки на перевозку будут формироваться традиционным в РЖД образом — через систему ЦФТО.

Отметим, что притирка ответственных за транспортное обеспечение структур проходит не совсем гладко. Представители железнодорожной компании на страницах корпоративной печати прямо обвиняли минтрансовскую дирекцию в плохой организации планирования и логистики. В свою очередь, начальник СКЖД Владимир Голоскоков утверждал, что в распоряжении дороги до сих пор нет транспортно-логистической схемы грузовых и пассажирских перевозок с указанием объемов пассажиро- и грузопотоков в период подготовки и проведения Олимпийских игр.

Первым делом

Первым объектом Сочи, готовым к выполнению олимпийской программы, стал аэропорт Сочи (Адлер). Здесь в 2007-08 годах была произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая теперь может принимать все типы самолетов, обновлено здание аэропорта и построены новые очистные сооружения.

Работы проводились компанией «Корпорация Инжтрансстрой» (входит в «Базэл»), Поданным пресс-службы, на эти работы было потрачено 6 млрд рублей собственных средств компании и 9 млрд рублей государственных.

Однако и тут не все гладко. По условиям строительства все внутренние работы в здании аэропорта собственник должен проводить за свои деньги. По сообщению «Базэла», до Олимпиады здесь должна пройти реконструкция терминалов аэропорта в соответствии с современными международными требованиями. На эти цели управляющая аэропортом компания планирует взять кредит в размере 3 млрд рублей. Конкурс на предоставление кредита проводился с 2008 года уже трижды, однако каждый раз срывался из-за отсутствия заявок. В компании данную ситуацию не комментируют.

Нет предела совершенству

У железнодорожников была и еще одна идея, условно связанная с Олимпиадой: мегапроект скоростного коридора «Центр-Юг» протяженностью свыше 700 км. Цель — сократить время прохождения поездами расстояния от Москвы до Сочи до 15,5 часов. По оценке РЖД, общая стоимость проекта в ценах 2009 года составляет 558,9 млрд рублей. Железнодорожники рассчитывали, что Олимпиада придаст актуальности этой задумке. Но данный проект из-за кризиса пока положили «под сукно».

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.indpg.ru
Поиск по сайтуЯndex