Перспективы развития рынка логистических услуг в России

24 Ноября 2009

Таможня

На рынке таможенных услуг и таможенного оформления в Москве и России происходят следующие изменения.

  • Продолжается реорганизация российской таможни, происходит смена кадрового состава; часть принимаемых мер направлена на снижение уровня коррупции.
  • С 2009 г. вводится электронный обмен информацией по грузам с иностранными таможнями; повышается роль предварительного электронного информирования (декларирования) как одного из способов сокращения сроков таможенного оформления.
  • В связи с переносом таможенного оформления из Москвы в Московскую область с последующим (в дальнейшем) переносом на границы РФ с 1 марта 2009 г. прекращают свою деятельность московские таможенные посты.
  • Временное превышение спроса над предложением услуг на таможенное оформление приводит к увеличению ставок складов временного хранения, расположенных в Московской области; еще одной причиной роста стоимости таможенного оформления станет сокращение числа брокеров после отмены института поручительства на право осуществления брокерской деятельности.
  • Наблюдаются проблемы с кредитами для оплаты грузов и проведения таможенных платежей.
  • Увеличиваются риски, связанные с таможней, и их значимость в бизнесе участников ВЭД, также усиливаются проверки, призванные повысить ответственность участников ВЭД; в этой связи растут требования к профессионализму сотрудников организаций, связанных с таможенным оформлением.
  • Усиливается консолидация организаций в области оказания комплекса услуг, связанных с таможенным сервисом (склад временного хранения, брокерские услуги, склад ответственного хранения, услуги входящей и исходящей транспортировки и т. д.).

Как меняются требования и ожидания клиентов

В текущих экономических условиях потребности и ожидания клиентов существенно трансформируются. Они ждут от логистических партнеров конкретных предложений, направленных в первую очередь на оптимизацию их затрат на логистику.

Клиенты все чаще требуют предоставить им расчеты многих вариантов маршрутов и схем доставки, в том числе и по железной дороге для сокращения своих расходов. Они хотят выбирать, а не принимать условия логистических компаний по умолчанию. Каждый из вариантов требуется обосновывать с точки зрения экономической эффективности, и предложение клиентам наиболее интересных решений позволит логистическим компаниям сохранить возможность доступа к их грузам. Клиенты будут также предъявлять логистическим компаниям требования (зачастую в почти ультимативной форме), например, как минимум 10%-ного сокращения стоимости логистического обслуживания или отсрочки платежа выставляемых им счетов. Предприятия все чаще обращаются и к аутсорсингу функций логистики и управления цепями поставок, так как правильно реализованный аутсорсинг позволит им:

  • экономить ресурсы;
  • сократить издержки путем переноса части рисков в зону ответственности логистических компаний;
  • увеличить продажи благодаря услугам добавленной стоимости (co-packing, co-manufacturing);
  • сконцентрироваться на развитии и расширении ключевого бизнеса;
  • компенсировать недостаток опыта в управлении сложными цепочками товародвижения и многоуровневыми поставками.
 
Что делают клиенты

Какие же действия предпринимают клиенты в современных условиях? Некоторые из них увеличивают частоту отправок в регионы с целью поддержания требуемого уровня запасов в местах продаж. Причина — прекращение (замораживание) ими программ развития складской сети, в частности в регионах.

Одной из рыночных стратегий клиентских компаний, которая позволяет им перераспределить риски в условиях нестабильной экономики, является диверсификация бизнеса. В качестве примера можно привести диверсифицированный высокотехнологичный и инновационный бизнес ряда американских компаний. Они могут вести одновременно свыше 50 бизнес-направлений, но эта стратегия также связана с повышенной потребностью в ресурсах. Поэтому такие компании особенно заинтересованы в аутсорсинге логистики.

Клиентские компании все чаще будут брать логистические цепочки под свой контроль. Эта вынужденная мера вызвана необходимостью управлять конечными финансовыми результатами проектов со сложными логистическими цепочками.

Среди других мер, предпринимаемых клиентскими компаниями, можно отметить:
периодическое обновление ABC-анализа товаров, направленного на оптимизацию ассортимента. Это позволяет сокращать долю плохо реализуемых товаров и тем самым увеличивать оборотные средства;
пересмотр  нормативов  оборачиваемости и закупок, условий поставщиков (по срокам, ценам), сроков доставки товаров — здесь акцент ставится не на сокращение сроков доставки, а на обеспечение стабильности соблюдения договорных сроков;
сокращение длины цепочек поставок. Дополнительные звенья являются источниками, в частности, лишних страховых запасов в каналах товародвижения, а значит, вызывают появление дополнительных затрат; наличие звеньев в логистических цепочках оправдано только в том случае, если они создают добавленную стоимость для конечных потребителей продукции.

Клиентским компаниям также рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг рынка логистических услуг с целью изыскания факторов давления на последних. Приоритетами для выбора логистической компании с точки зрения клиента являются следующие критерии (по материалам аналитического отчета по европейскому рынку ЗРL-провайдеров, сентябрь 2008 г.):
  • лучший и более качественный сервис — 47%;
  • самые низкие цены — 19%,;
  • профессионализм —  15%;
  • репутация/рекомендация — 10%;
  • географическое положение — 6%;
  • объем работ и размер логистической компании — 3%.

Отсюда видно, что те логистические компании, которые в качестве приоритетной цели выберут стратегию предоставления клиентам более качественного сервиса, в долговременной рыночной перспективе окажутся в лучшей ситуации.


Ы. Ташбаев, помощник генерального директора компании STS Logistics

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.sitmag.ru
Поиск по сайтуЯndex