Перспективы развития рынка логистических услуг в России

22 Ноября 2009

Российский рынок логистических услуг все последние годы, вплоть до осени 2008 г., увеличивался в среднем на 30-40% ежегодно в основном за счет роста рынка и экономики страны и мира в целом. Это давало возможность логистическим компаниям развиваться, не прилагая особых усилий, не вкладывая необходимых инвестиций в технологии, программное обеспечение, людей.

Эта область деятельности всегда вызывала особый интерес иностранных инвесторов с точки зрения относительно высокой прибыльности по сравнению с уже сложившимися рынками в странах с развитой экономикой. Но в Россия также имеют место и более высокие риски, связанные с культурой и системой менеджмента, ориентированностью большинства собственников на получение краткосрочных дивидендов, превалированием оперативного управления бизнесом (на основе управления ежедневными рутинными, повторяющимися операциями) над стратегическим и т. п. Мы живем в непростое для всех участников логистического рынка время. Понятно, что в текущей экономической ситуации для данного рынка уже не характерен тот динамичный рост, который наблюдался в последние годы.

Для любой логистической компании, в основе деятельности которой лежит сервис, очень важно точно и остро воспринимать, как чувствует себя бизнес клиентов. Поэтому настоящая статья во многом основывается на информации, которую мы получаем от клиентов STS Logistics. Надеемся, что изложенные в ней идеи внесут свой вклад в скорейшее преодоление тех кризисных явлений, которые коснулись и логистической отрасли России.

Чтобы составить четкую, простую и логичную программу действий, направленных на развитие рынка логистических услуг в современных условиях, следует ответить как минимум на два главных вопроса: что происходит (и каковы причины этого) и что (и как) необходимо делать?

Бизнес клиентов

В бизнесе клиентов в условиях кризиса происходит следующее:
  • впадают объемы производства и продаж;
  • растет себестоимость импортных операций из-за роста курса евро / доллара;
  • сокращается объем запасов товаров, который увеличивался в конце 2008 - начале 2009 г. (причина — сокращение продаж).

На текущем рынке клиентам логистических компаний, и не только им, становится все сложнее работать и зарабатывать. При этом клиентским компаниям не рекомендуется сокращать специалистов по логистике — владение знаниями и опытом в этой области в условиях кризиса становится одним из существенных факторов сокращения издержек и тем самым экономии ресурсов.

Бизнес логистических компаний

Падают объемы перевозок грузов. В конце 2008 г. (ноябрь и декабрь) не произошло ежегодного существенного увеличения объема перевозок, которое во многих логистических компаниях воспринималось как закономерность. Сокращение объемов перевозок произошло в разных пропорциях в зависимости от отрасли, в которой работают компании-клиенты, В большинстве отраслей это падение составило от 30 до 40%, и лишь у компаний, работающих в пищевой отрасли, — не более 10%.

К июню — июлю 2009 г. прогнозируется существенное падение объемов поставок импортных грузов. Это объясняется особенностью цикла заказов компаний-импортеров, что означает — к нынешнему лету надо быть готовым ко второй  волне  проблем, связанных с кризисом, еще сильнее усугубится кризис неплатежей.

Прогнозы экспертов говорят о том, что объемы перевозок в 2009 г. упадут в целом на 40 — 50% от максимальных объемов 2008 г. Возобновления их на прежнем уровне следует ждать не ранее чем через 2 — 3 года. При этом следует учесть, что объемы перевозок грузов восстановятся не одновременно с началом подъема в торговле, а с задержкой примерно на полгода.

Сокращаются объемы и количество отгрузок. Из-за снижения объемов продаж клиенты не заинтересованы в увеличении товарных запасов.

Становится невозможным долгосрочное планирование. Горизонт планирования сокращается до трех месяцев с последующей корректировкой операционных и финансовых планов логистических компаний. С другой стороны, логистические компании понимают, что даже в условиях кризиса опасно работать в ограниченных рамках краткосрочного планирования.

Простаивают складские площади. Наибольшие трудности в связи с сокращением объемов грузов и соответственно невысоким заполнением складов испытывают те логистические компании, которые уже успели инвестировать в развитие складской сети. В то же время арендодатели (застройщики и девелоперские компании) практически не идут на снижение арендных ставок, ссылаясь на то, что работают на привлеченных банковских кредитах в иностранной валюте.

Клиенты все чаще будут задерживать платежи по счетам логистических компаний за выполненные перевозки и другие операции. Ряд клиентов, которые оказались неплатежеспособными, активно развивали розничную сеть, в том числе в регионах, с привлечением банковских кредитов и других форм внешнего заимствования. По этой причине нарастает тенденция нехватки оборотных денежных средств у логистических компаний. Это требует от них реализации программ работы с просроченной дебиторской задолженностью.
 
Появились также и валютные риски из-за разницы курса с момента поступления денег от клиента и до момента оплаты счетов подрядчиков — транспортных компаний. В условиях нестабильного соотношения валют логистические компании теряли деньги за счет курсовой разницы в рамках одного паспорта сделки. Это требует изменения политики платежей.

Таким образом, в современных условиях особую значимость приобретает управление наличными деньгами — управление входящими (от клиентов) и исходящими (подрядчикам) денежными потоками. Все больше усиливается угроза разрыва данных потоков, которые могут привести к недостатку денежных средств для поддержания текущей и перспективной операционной деятельности. Нехватка оборотных средств у логистических компаний также может привести к задержке платежей транспортным компаниям и другим подрядчикам. Отсюда для логистических компаний возрастает значимость функции управления финансовыми рисками — следует управлять рисками (минимизировать возможность неплатежей со стороны клиентов), начиная с самых ранних этапов согласования и подписания договоров с клиентами.
 
Ожидается, что в результате кризиса больше всех пострадают те логистические компании, которые активно развивали инфраструктурные проекты в 2008 г. Такая ситуация приводит к тому, что акционеры проявляют все большую обеспокоенность и озабоченность в связи с возможным снижением их прибылей по инвестициям в логистические компании и проекты.

С точки зрения управления для многих логистических компаний характерна неразвитость среднего звена менеджмента (руководители отделов, служб, департаментов) — они уже не оперативные менеджеры, но еще и не стратеги. Также не произошло, как ожидалось, массового выброса квалифицированных специалистов с невысокой стоимостью на рынок труда, по крайней мере в Москве. Одновременно с начала 2009 г. существенно сократилась текучесть персонала в логистических компаниях. Люди стали дорожить местом работы.

Бизнес транспортных компаний

Что же происходит с бизнесом транспортных (перевозочных) фирм и компаний?

Снижаются ставки на перевозки — нарастает ценовая конкуренция между перевозчиками. Ставки перевозчиков являются основой тарифа для клиентов. Отсюда вытекает и положительная сторона данной рыночной тенденции — появляется возможность предлагать грузоотправителям более низкие ставки. Необходимо подчеркнуть, что обвал рынка международных и внутренних автомобильных перевозок явно сгладил последствия кризиса для логистических компаний.

Сокращается число перевозчиков и экспедиторов. Не все транспортные компании выдерживают финансовое давление, вызванное недостатком оборотных средств из-за сокращения объема перевозок при необходимости несения постоянных расходов на эксплуатацию и поддержание текущего парка подвижного состава. Снижения дополнительных расходов перевозчики могут достичь, в частности, путем сокращения простоев подвижного состава. Поэтому многие из них готовы выполнять перевозки по ставкам на уровне окупаемости затрат. Отсюда вытекает одна из важных задач логистических компаний — сохранить объемы заказов для поддержания не только собственного бизнеса, но и бизнеса своих партнеров (подрядчиков).

Растет преступность, связанная с транспортом, — увеличивается количество случаев пропажи автомобилей с грузом. Одной из причин является растущий уровень текущей безработицы в РФ. Согласно последнему прогнозу Международной организации труда, число безработных в России к концу 2009 г. достигнет 11 млн. человек, т. е. 14% трудоспособного населения страны.

Что касается конкурентной ситуации между различными видами транспорта, то наблюдаемое снижение стоимости автомобильных перевозок приводит к оттоку части грузоперевозок от железных дорог. Положительной стороной такой ситуации является то, что не будет дефицита парка подвижного состава практически по всем видам транспорта.

Также усиливается конкуренция в портовых офисах. Уже не ощущается дефицит портовых мощностей, как это было все предыдущие годы.


Ы. Ташбаев, помощник генерального директора компании STS Logistics

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.sitmag.ru
Поиск по сайтуЯndex