Усть-Луга: стройки больше, чем перевалки

12 Ноября 2009

Морской торговый порт Усть-Луга строится уже 10 лет. Это единственный в России портовый проект, который может похвастаться столь пристальным интересом к его проблемам на самом высоком государственном уровне. Руку на пульсе развития порта держит лично премьер-министр Владимир Путин.

Усть-Луга является крупнейшей в стране портово-экономической зоной как по количеству терминалов, так и по объему инвестиций в их строительство. Геополитическое значение порта также велико – он призван лишить порты балтийских соседей российского транзитного грузопотока.

Пока, правда, объемы перевалки в Усть-Луге растут гораздо медленнее, чем это предусматривалось планом.

Проект «Усть-Луга», который заказчик-застройщик порта ОАО «Компания Усть-Луга» (КУЛ), называет «самым масштабным транспортным проектом России», существует с 1993 года. От первоначальных планов строительства глубоководного порта на российской территории он поднялся до статуса « супер-порта», с самыми большими в России объемами перевалки, собственным городом и промышленным районом.
 
Не растет

Порт Усть-Луга имеет вполне конкурентоспособные эксплуатационные данные. Период ледовой проводки составляет всего 40 дней. Глубина акватории достигает 17 м, что позволяет принимать сухогрузы дедвейтом до 75 тыс. тонн и танкеры до 120 тыс. тонн. В порту пока действует один подходной канал длиной 3,7 км, но в настоящее время строится второй, что обеспечит круговое движение судов, В качестве отрицательного фактора, влияющего па эксплуатацию порта, специалисты отмечают сильное течение реки, которое требует постоянной очистки акватории и подходных каналов.

В 1999 году стоимость строительства порта оценивалась в S4,5 млрд (около 120 млрд рублей), сегодня она выросла, по самым скромным подсчетам, вдвое. В 2008 году премьер-министр Владимир Путин пообещал, что в развитие инфраструктуры порта Усть-Луга до 2015 года будет вложено 300 млрд рублей государственных средств и 350 млрд рублей частных инвестиций. По данным КУЛ, в 2009 году инвестиционный бюджет составит 29,8 млрд рублей, что на 57,7% больше, чем в прошлом году. Федеральные ведомства выделят на эти цели 2,833 млрд рублей, частные компании вложат 26,189 млрд рублей, ОАО «РЖД» — 900 млн рублей.

Отметим, что объемы перевалки в порту пока более чем скромные — 7 млн твг по итогам 2007-08 годов. Согласно данным пресс-службы КУЛ, за 8 месяцев 2009 года порт увеличил перевалку на 37% по сравнению с таким же периодом прошлого года, обработав на своих терминалах 6,2 млн тонн грузов, из которых 4,5 млн тонн составил уголь.

И, тем не менее, в целом по итогам года порт даже близко не подойдет к объему в 30 млн твг, которые, согласно планам образца 2002 года, должны были быть перевалены в 2009 году. Не решив эту задачу, КУЛ ставит новую цель — довести к 2015 году перевалку до 170 млн твг.

«Юг-2»

Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» (МПК) принадлежит непосредственно КУЛ. По данным 2008 года, общая стоимость строительства объекта составила 8,4 млрд рублей, из которых чуть более 2 млрд рублей пришлось на средства Инвестфонда. На государственные деньги построены и строятся три причальных стенки длиной 1000 м, здания для размещения государственных служб и транспортная инфраструктура.

Проектная мощность МПК составляет 4,7 млн твг. Он предназначен для обработки накатных, ро-ро, генеральных грузов, а также контейнеров. В частности, первый пусковой комплекс автомобильного терминала МПК, введенный в эксплуатацию летом 2008 года, способен переваливать 100 тыс. автомобилей в год. Выход на проектную мощность (500 тыс. автомобилей) обещан в 2012 году. Складские мощности сегодня позволяют обеспечить хранение 5 тыс. автомобилей, а в перспективе — до 13 тыс.

По данным агентства «ПортНьюс», за 9 месяцев 2009 года автотерминал принял более 11 тыс. автомобилей: с Усть-Лугой работают дилеры Toyota и Hundai. Директор по внешним связям КУЛ Дмитрий Коломиец не исключает, что в связи с падением отечественного автомобильного рынка новые мощности комплекса, скорее всего, будут загружены генеральными грузами.

Кроме МПК, КУЛ выделила в отдельный проект строительство логистического центра, который расположен на тыловой территории МПК и граничит со строящимся контейнерным терминалом и автомобильной площадкой паромного комплекса. Центр будет предназначен для вспомогательных операций, связанных с перевозкой автомобилей. В частности, здесь предусмотрено проведение предпродажной подготовки новых машин, а также площадки для затарки и растарки контейнеров и их таможенной очистки. Важно, что Усть-Луга сегодня — единственный порт в стране, где территория позволяет строить такой центр непосредственно рядом с грузовыми районами порта.

Угольный терминал

Стивидорная компания ОАО «Ростерминалуголь», оперирующая угольным терминалом в Усть-Луге, находится под управлением ОАО «Кузбассразрезуголь» (КРУ), которое, в свою очередь, входит в холдинг ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», контролируемый Искандером Махмудовым и Андреем Козицыным. Годовой объем экспортных угольных поставок КРУ — около 19 млн твг — составляет 25 % отечественного угольного экспорта. Через Усть-Лугу проходит около трети экспортного потока компании.

«Ростерминалуголь» принял первое судно в декабре 2001 года и по сей день является наиболее загруженным терминалом порта. Две его очереди способны переваливать до 6 млн тонн угля в год. На терминале продолжается строительство третьей очереди, которая доведет мощности перевалки до 8 млн твг. В рамках этих работ будет полностью автоматизирован второй глубоководный причал, оснащенный вагоноопрокидывателем и транc6opдером. Предусматривается также дноуглубление подходного капала и причала №2 с 14 м до 16 м, что позволит принимать суда дедвейтом до 80 тыс. тонн (сейчас — до 50 тыс. тонн). Следующим шагом станет строительство в дополнение к двум основным причалам длиной 540 м третьего причала длиной около 200 м, с глубиной у причальной стенки до 12 м, что позволит довести мощности терминала до 12,4 млн твг. Окончание строительства намечено на 2010 год.

По словам генерального директора ОАО «Ростерминалуголь» Евгения Корбана, терминал не испытывает конкуренции со стороны угольных терминалов в Санкт-Петербурге, Высоцке или Вентспилсе, так как работает по собственной программе, обеспечивая перевалку продукции материнской компании.

Универсальный перегрузочный комплекс

50% акций ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс (УПК) в Усть-Луге с января 2008 года принадлежат голландской Universal Cargo Logistics Holding, объединяющей портовые активы владельца НЛМК Владимира Лисина. Миноритарными акционерами комплекса являются КУЛ (25,05% акций) и Quetar Consultants Limited (24,95%).

В состав УПК входят два универсальных причала длиной 250 и 335 м и глубиной у стенки 16 м, открытые склады площадью 40 тысм2. Проектная мощность его до 3 млн твг. Ком¬плекс может обслуживать суда дедвейтом до 70 тыс. тонн. Инвестиции в его строительство, по данным правительства Ленобласти, составили 1,6 млрд рублей.

Официально УПК вошел в строй летом 2007 года, однако регулярной перевалки здесь пока не ведется. В начале 2008 года через причалы УПК была проведена опытная погрузка партии чугуна в 45 тыс. тонн. Вторую половину прошлого года и первую половину этого на терминале продолжался монтаж оборудования, портовых кранов и причальных погрузчиков.

Как сообщили в пресс-службе УПК, до конца 2009 года значительной обработки грузов не ожидается. По итогам января-августа года через УПК было отгружено около 300 тыс. тонн, в основном черных металлов.

Серный терминал

Комплексом «Серный терминал» управляет ОАО «Европейский серный терминал» (ЕСТ), который, в свою очередь, находится под контролем компании «Интерфинанс АС». Изначально терминал строился для работы с минеральными удобрениями, но из-за поменявшейся конъюнктуры рынка был перепрофилирован.

По официальным данным, первая очередь комплекса «Серный терминал» была введена в эксплуатацию в конце 2008 года, но первые попытки начать перевалку комовой серы здесь производились осенью 2007 года. Тогда была погружена одна судовая партия па теплоход грузоподъемностью 30 тыс. тонн. В 2008-09 годах терминал был дооснащен вагоноопрокидывателем и крытыми складами, после чего весной 2009 года приступил к работе. ЕСТ не предоставляет информацию об объемах перевалки, однако в апреле капитан порта Усть-Луга Олег Глухов обнародовал данные, что ЕСТ рассчитывал отгрузить до конца 2009 года 300 тыс. тонн серы.

Причалы терминала могут принимать суда водоизмещением до 70 тыс. тонн, а складские и погрузочные мощности работать с 4 видами грузов одновременно. Пропускная способность «Серного терминала» оценивается в 9 млн тонн в год.

По данным ДЦФТО Октябрьской железной дороги, с лета терминал начал активно работать, законтрактовав грузовые партии с предприятий «Газпром нефти». В среднем в сентябре терминал принимал один состав в 2-3 дня, что соответствует объемам перевалки приблизительно в 500-600 тыс. твг. По данным начальника ДЦФТО ОЖД Виктора Лобко, владельцы терминала недовольны мировой конъюнктурой серы и просчитывают варианты перепрофилирования комплекса под другие виды груза. В качестве альтернативы для терминала эксперты называют зерно и минеральные удобрения.

Паромная переправа

Автомобильно-железнодорожным паромным комплексом в Усть-Луге управляет ФГУП «Росморпорт» — это связано со стратегическим значением объекта.

Паромная линия включает терминал в Усть-Луге площадью 24,7 га и терминал в Балтийске (Калининградская обл.) площадью 10,7 га. По данным «Росморпорта», затраты на строительство паромной переправы составили около 4,4 млрд рублей. На линии работает паром «Балтийск», предназначенный для перевозки железнодорожных вагонов с шириной колеи 1520 мм и колесной техники накатным способом, а также контейнеров. Железнодорожный парк комплекса имеет 16 путей и вмещает единовременно 200 вагонов.

Согласно ТЭО грузооборот комплекса — 5,5 млн твг, в том числе 3,5 млн «железнодорожной составляющей». При полной загрузке «Балтийск» может перевозить до 7 млнтвг. В настоящее время общий грузооборот в сообщении Калининграда с остальной территорией России составляет 2,5 млн твг.

Собственно причины, по которым строилась переправа, объясняют ее небольшую загрузку; стратегических грузов не так много, доставка же частных грузов морем сегодня дороже, чем посуху. Основной груз в российских портах, и в частности в Усть-Луге, это уголь, металл, удобрения, нефтепродукты. Из них на пароме целесообразно перевозить только светлые нефтепродукты — они и перевозятся для нужд подразделений армии и флота в анклавном регионе. По итогам 8 месяцев этого года «Росморпорт» отчитался об увеличении оборота линии с 83,3 тыс, тонн (в 2008 году) до 362,7 тыс. и текущем году. Понятно, что до проектных показателей очень далеко. Впрочем, в «Росморпорте» не оставляют надежды оживить столь разрекламированную паромную линию. Очередное начало регулярных (дважды в неделю) рейсов теперь назначено на весну 2010 года.

Лесной терминал «Фактор»

ОАО «Лесной терминал «Фактор», вошедший в состав порта только при окончательном формировании его границ, работает с 1997 года. Компания несколько раз переходила из рук в руки. Сегодня ее акционерами являются пять частных лиц, в том числе председатель совета директоров Кирилл Крутиков.

«Фактор» занимался перевалкой кругляка. Пик его деятельности пришелся на 2008 год, когда многие трейдеры переориентировали свои объемы сюда из Санкт-Петербургского порта. По итогам года здесь было перевалено свыше 0,5 млн тонн леса.

Повышение экспортных пошлин на кругляк привело к вполне предсказуемому результату: согласно данным компании, за I полугодие 2009 года перевалка упала на 65% и составила 1 10,4 тыс. тонн. В конце прошлого года генеральный директор ОАО «Лесной терминал «Фактор» Александр Махонько сообщил, что терминал пытается перепрофилироваться на иные виды груза, среди которых назывались кормовые добавки, удобрения, навалочные и генеральные грузы. Это требует расширения рабочих площадей. Компания уже согласовала с властями Ленобласти увеличение территории терминала к 2015 году с 10 га до 51,1 га. Перепрофилирование позволит «Фактору» не отказываться от ранее озвученных планов по увеличению грузооборота до 2,5 млн твг к 2015 году.

Контейнерный терминал

Кроме перечисленных предприятий, в фазе строительства или проектирования находятся еще семь терминалов, с которыми в Усть-Луге связывают планы значительного увеличения грузопотока. Появится в порту и собственный контейнерный терминал.

Главным акционером компании ОАО «Балтийский контейнерный терминал» (БКТ), является ОАО «Национальная контейнерная компания» (принадлежит на паритетных началах группе FESCO и британской First Quantum). HKK владеет 80% акций БКТ. Еще 20% находятся в собственности международного контейнерного оператора Eurogate.

В сентябре представители НКК заявили, что первая очередь терминала мощностью 500 тыс. TEU в год будет запущена в 2010 году. К настоящему времени, по данным вице-президента НКК Егора Говорухина, в строительство терминала уже вложено около $160 млн. Два причала общей длиной 440 м построены и готовы к работе. Около них «Росморпорт» продолжает дноуглубительные работы до отметки 16 м, что позволит принимать контейнеровозы пятого поколения вместимостью 600 TEU. Терминал уже оборудован инженерными сетями, к нему подведены железнодорожные пути и автодорога. Начала поступать приобретенная на шведский кредит погрузочная техника: два контейнерных перегружателя (RTG). Всего для обеспечения работы первой очереди терминала будет поставлено 11 RTG.

Полная проектная мощность БКТ — З млн ТЕU вгод.

Нефтеналивные терминалы

Вместо одного нефтеналивного терминала, предусмотренного первоначальными планами, их будет в Усть-Луге целых два.

Во-первых, в порту должен появиться терминал мощностью до 25 млн твг, предназначенный для перевалки нефтепродуктов, доставляемых по железной дороге, — через Усть-Лугу пойдут мазут, газойль, дизтопливо и бензин, которые сегодня переваливаются в Эстонии и частично в Санкт-Петербурге. Оператор проекта — ОАО «Роснефтебункер».

Во-вторых, в конце 2008 года правительством было принято решение, что трубопровод «Транснефти» БТС-2, мощностью 50 млн твг, будет протянут не до Приморска, а до Усть-Луги. Строительство «Усть-Лужского бункеровочного комплекса» (УЛБК) и нефтепровода к нему оценивается в 120-130 млрд рублей, терминала «Роснефтебункер» в 26 млрд руб.

Ожидается, что УЛБУ начнет работу с запуска первой очереди в 30 млн твг в III квартале 2012 года; завершить строительство планируется в конце 2013 года. Комплекс «Роснефтебункера» обещают запустить до конца этого года, но полноценная работа начнется, скорее всего, во второй половине 2010 года. Это связано с недостаточной мощностью портовой подстанции, необходимостью дополнительного дноуглубления до 17 м и строительства дополнительных железнодорожных и автомобильных подъездов к терминалу. Мощность первой очереди составит 10 млн твг.

В настоящее время строительство терминала «Роснефтебункер» идет полным ходом. Практически готовы причалы, резервуары, административные здания. Закончено строительство одной нефтеналивной эстакады, начато строительство еще двух. Параллельно идет дноуглубление в районе второго подходного канала, который находится как раз в створе нефтяного терминала.

Еще желающие

Кроме рассмотренных проектов, о своей заинтересованности в строительстве новых терминалов в Усть-Луге заявляют еще несколько компаний. Среди них газодобывающая компания «НОВАТЭК» с проектом строительства на намывной территории терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ), «Объединенная металлургическая компания» с проектом универсального терминала мощностью 2 млн твг и «Русал», который в 2008 году договаривался с КУЛ о строительстве терминала по перевалке глинозема и алюминия мощностью 8 млн твг.

Среди других проектов Усть-Луги стоит отметить комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов, с мощностью первой очереди 300-400 тыс. твг, проектированием которого занимается «СИБУР». Объем инвестиций руководитель специально созданной компании «СУБУР-Портэнерго» Максим Селезнев оценивает в 20 млрд рублей, запуск первой очереди намечен на 2011 год.

Все силы

Обеспечением судоходства и строительством гидротехнических сооружений в акватории порта Усть-Луга занимается ФГУП «Росморпорт».

В 2009 году на дноуглубление и гидрографические работы в Усть-Луге, по информации «Росморпорта», должно было быть выделено около 5 млрд рублей, по неофициальным данным из «Компании Усть-Луга», в связи с запуском нефтяных проектов, расходы на эти цели увеличатся. Осенью прошлого года заместитель министра транспорта Александр Мишарин оценивал необходимые затраты на экваториальные работы в порту в €500 млн, заявляя, что в 2009-10 гг. здесь будет необходимо поднять со дна 32 млн м грунта, а до 2014 года—58 млн м . Это позволит увеличить глубины акватории с 14 до 16-18 м и построить второй подходной канал. Он должен быть готов к началу эксплуатации нефтяных терминалов в порту. Сегодня к дноуглубительным работам в Усть-Луге привлечена практически вся имеющаяся на северо-западе техника (эксперты говорят, что в ущерб другим проектам, в частности реконструкции морского канала в Петербурге).

Плюс два

Границы порта Усть-Луга были окончательно согласованы лишь в мае 2009 года. Кроме 10 терминалов, расположенных непосредственно в устье реки, в границы порта были включены лесной терминал «Фактор» и находящийся в 12 км от основной территории порта и терминал «Новая гавань» компании «Российские транспортные линии». С решением вопроса о границах порта, наконец, можно полностью перевести его земли в промышленную категорию и оборудовать постоянные пограничные пункты пропуска.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.indpg.ru
Поиск по сайтуЯndex