Кавказ ставит на паромы

9 Ноября 2009

Обладая сравнительно небольшой перевалочной мощностью, порт Кавказ в Керченском проливе имеет важное значение в распределении грузовых потоков в Черноморском бассейне. Изначально (в 50-х годах) он создавался под паромный комплекс, связывающий Россию и Украину. Сегодня Россия старается наладить с Кавказа паромное сообщение с другими странами Черноморского бассейна.

Как и большая часть портов Краснодарского края, Кавказ является мелководным и может обрабатывать суда дедвейтом не более 5 тыс. тонн. Перевалка основного объема грузов до последнего времени осуществлялась на рейде. По итогам 2008 года грузооборот порта составил 7 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 9%.

По структуре грузооборота Кавказ можно назвать типичным черноморским портом, где доминирует экспорт топливных ресурсов. Больше половины обработанных Кавказом грузов — нефтепродукты, около 20% — минеральные удобрения, чуть менее 20% занимают продукты лесопереработки и черные металлы.

Почти три четверти переваленных грузов по итогам прошлого года пришлось на две компании — «Югнефтехимтранзит» и «Анроскрым». Первая специализируется на перевозках нефтяных и химических грузов и является структурным подразделением британской Solvalub Group. В порту ей принадлежат химический (ООО «Югхимтерминал») и нефтяной (ООО «СТЛ Трейдинг») терминалы мощностью 400 тыс. и 2 млн тонн в год соответственно. «Анроскрым» также занимается нефтеналивными грузами, но в данном случае речь идет о паромных перевозках. Эта компания начала работу в 2004 году с открытием паромной переправы Крым-Кавказ после реконструкции технических сооружений и строительства морского вокзала.

До недавних пор через порт Кавказ экспортировалась продукция АвтоВАЗа — в Северную Африку и Турцию. Перевозки осуществляла, компания «Лада Геленджик Транс». Однако в связи с падением спроса на российские авто сегодня этот грузопоток иссяк (последняя отгрузка была произведена в декабре 2008 года), и «Лада Геленджик Транс» компенсирует это наращиванием перевозок зерновых грузов в Грецию и Турцию. В перспективе компания рассчитывает наладить через Кавказ импорт автомобилей.

По данным некоторых СМИ, «Югнефтехимтранзит» намеревался увеличить мощности своих терминалов до 3 млн тонн за счет реконструкции причала, а «Лада Геленджик Транс» в 2010 году планирует построить в порту элеватор мощностью 60 тыс. тонн в год. Однако в администрации порта информацию об этих проектах не подтвердили. По словам заместителя директора таманского филиала ФГУП «Росморпорт» Александра Довгаля, мощности порта (сегодня — 7,3 млн тонн), «согласно генеральному плану, планируется увеличить почти в четыре раза за счет строительства новых перегрузочных мощностей, но сроки реализации неизвестны, так как пока нет инвесторов».

Сильный интересант

Председатель Исполнительного комитета координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов связывает основные перспективы порта Кавказ с развитием железнодорожного паромного сообщения. «Перевалка нефтеналива на рейде всегда была для порта вторичной, а бесперевалочная доставка высокотарифицированных грузов является высокоэффективной и перспективной», — утверждает он, «Безусловно, формирование новых транспортных потоков требует времени, но в будущем только за счет роста паромных перевозок можно ожидать увеличения грузооборота в два раза, а это дополнительные доходы, дополнительные поступления налогов в бюджеты всех уровней, новые рабочие места», — говорит Чингиз Измайлов.

В РЖД согласны с таким оценками. В 2008 году общий объем паромных перевозок через порт Кавказ составил 2 млн 50 тыс. тонн (почти 30% грузооборота порта). По прогнозам железнодорожников, к 2015 году его можно увеличить до 3 млн тонн, и монополия сейчас вкладывает значительные средства в модернизацию подходов к порту. Так, на реконструкцию припортовой станции Кавказ в 2008 году выделено 275 млн рублей, в 2009 предусмотрено 118 млн, в 2010 — более 353 млн. На станции уже завершено строительство нового поста централизации и переустройство нечетной горловины парка «Черноморский», а станционные пути удлинены до 1050 м. В 2010 году здесь планируется построить новый приемо-отправочный парк из пяти путей.

На сегодняшний день из порта Кавказ паромная переправа грузов осуществляется в порты Крым (Украина), Поти (Грузия) и Варна (Болгария), но львиная доля объемов уходит на Крым. Собственно, под эту линию в 1953 году и был создан порт. В настоящее время на крымском маршруте дважды в сутки курсируют два железнодорожных парома — «Анненков» и «Петровск», эксплуатацию которых осуществляет компания «Аншип», дочерняя структура «Анроскрыма». Вместимость каждого парома — 23-25 вагонов. Основным грузом в направлении порта Кавказ является глинозем, на Крым чаще всего идут нефтепродукты. По мнению руководства СКЖД, данное направление будет развиваться, и к 2015 году объем перевозок здесь может составить 2,2 млн тонн в год.

Учитывая тот факт, что Россия в последние годы активно развивает экономическое и политическое сотрудничество с Ереваном (см. также «Проблемная концессия» на стр. 10), важное значение приобретает железнодорожная переправа Кавказ-Поти, основная функция которой — экспортно-импортное сообщение с Арменией транзитом через Грузию. До открытия переправы в 2004 году паромопригодные грузы в Армению шли в Поти через украинский Ильичевск. Создание нового маршрута, таким образом, позволило устранить дополнительного посредника, что в целом соответствует транспортной политике Российской Федерации в Черноморском регионе.

В 2008 году общий объем перевезенных грузов па маршруте Кавказ—Поти составил 80 тыс. тонн, из которых более 80% — российский экспорт. В основном это нефтяные, лесные и зерновые грузы. В обратном направлении идут минерально-строительные грузы.

Для развития данного маршрута важным событием стало приобретение РЖД 51 % акций оператора паромной переправы Black Sea Ferry Investment (OOO «БФИ») в мае 2009 года. РЖД планируют увеличить годовой грузооборот переправы Кавказ-Поти до 250 тыс. тонн к 2015 году. Увеличение перевалки возможно за счет привлечения грузов, которые в настоящее время поступают из Армении в украинские порты и только затем идут в Россию по железной дороге. В 2008 году их объем составил 31 тыс. тонн — несмотря на то что доставка через российский порт в 1,5 раза быстрее и, соответственно, дешевле.

Транспортировка через Украину обусловлена отсутствием возможности ввозить напрямую подакцизные товары, в экспорте которых заинтересована Армения (табачная и алкогольная продукция). В порт Кавказ таможенными органами разрешен ввоз ограниченного числа товаров — строительных материалов и синтетического каучука. По словам вице-президента РЖД Автандила Горгиладзе, для решения этого вопроса БФИ и РЖД планируют построить склад временного хранения грузов на станции Кавказ площадью 1,5 тыс. м2, что позволит организовать работу таможенных структур. Привлечение армянских грузов устранило бы главное препятствие на пути развития паромных перевозок — отсутствие встречного грузопотока.

Проблема обратной загрузки актуальна и для маршрута, который был открыт в начале этого года. В феврале паром «Авангард», принадлежащий компании «Аншип», совершил первый рейс из порта Кавказ в порт Варну. Изначально предполагалось использовать этот маршрут для экспорта российских нефтепродуктов и импорта продукции болгарского АПК. Планировалось, что в Варну будет совершаться три-четыре рейса в месяц с совокупным тоннажом 9,5 тыс. тонн. Однако, как сообщили «Транспорту» в «Аншипе», сейчас рейсов меньше из-за недостатка груза. К середине 2009 года движение по маршруту также начал паром «Ферус» компании «БФИ».

Согласно февральским прогнозам Росморречфлота, потенциальный объем перевозок на болгарском направлении может достичь 2 млн тонн в год. Прогнозы железнодорожников скромнее — руководство СКЖД оценивает годовой объем перевозок грузов по линии Кавказ-Варна к 2015 году только в 250 тыс. тонн.
 
Еще до запуска этого маршрута аналитики отмечали спорность проекта: перевозка нефтепродуктов на пароме в сравнении с танкерными перевозками неэффективна. Кроме того, не было никакой уверенности, что в обратном направлении действительно пойдут какие-либо грузы. Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко указывает на то, что порядка 300 тыс. тонн болгарских грузов идет транзитом через Украину, и их можно было бы переключить на порт Кавказ. Некоторые эксперты в качестве основной причины создания проекта отмечают именно тот факт, что транспортировка будет осуществляться в обход Украины. Так, генеральный директор ОАО «Азовский порт» Геннадий Гребенюков в интервью газете «Коммерсантъ» назвал открытие новой линии в разгар кризиса «скорее политической декларацией, чем бизнесом».

К турецкому берегу

Четвертый паромный маршрут с Кавказа — в порт Самсун (Турция) - находится только в стадии согласования. Грузы, которые сейчас доставляются автотранспортом, при переключении на железнодорожный паром смогут избежать пересечения границ транзитных стран. Предполагается, что направление также будет востребовано для транспортировки традиционных грузов, экспортируемых Россией в Турцию, - нефтепродуктов и угля. Согласно прогнозам Росморречфлота, на начальных стадиях грузооборот на линии может достигать 500 тыс тонн в год, в дальнейшем — 3 млн тонн в год. СКЖД ограничиваете более скромными ожиданиями в 250 тыс. тонн в год. По словам представителя «Анроскрыма», направление выглядит перспективным, и компания планирует организовать рейс одного парома раз в неделю и, возможно, увеличить перевозки в зависимости от спроса.

Маршрут Кавказ - Самсун является частью международного проекта «Черноморское кольцо» (см. «В паромном кольце»), предполагающего создание единой транспортной системы во всем Черноморском регионе. Порту Кавказ в этом проекте отведена роль одной из узловых точек.

Программа «Черноморское кольцо» предполагает строительство автомобильной дороги вокруг Черного моря и создание единой системы паромного сообщения. Предполагается, что в пределах «Черноморского кольца» будут ходить 12 паромов между Варной, Кавказом, Ильичевском, Поти и Самсуном. Расчетные сроки реализации проекта — 2010-2015 годы. По прогнозам министра транспорта РФ Игоря Левитина, грузооборот по всем направлениям движения паромов в Черном море уже в 2010 году может составить 5 млн тонн.


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.indpg.ru
Поиск по сайтуЯndex