Только скоростью моряков не победить

28 Сентября 2009

С целью вхождения в существующие панъевропейские коридоры и организации по своей территории новых маршрутов транзита контейнеров украинские железнодорожники будут развивать терминальную и магистральную инфраструктуру и внедрять передовые логистические технологии доставки грузов. О том, как это будет происходить, deliver рассказал первый заместитель директора Украинского государственного центра транспортного сервиса «Лиски» Виктор Петров.

Виктор Иванович, каковы приоритеты Украины в развитии транзитного контейнерного сообщения по ее территории: Север - Юг? Восток - Запад? Какие меры принимаются руководством транспортной отрасли Украины, и железнодорожниками в частности, для использования транзитного потенциала страны?

 
Интенсивное развитие мировых интеграционных процессов и переориентация торгово-экономических связей в направлении их активного развития между странами Европы и Азии ставит перед транспортной системой новые задачи, которые существенно отличаются от ранее сложившихся подходов к транспорту только как к средству перемещения товарных ценностей. Опыт работы в новых экономических условиях свидетельствует об усиливающейся роли транспорта как одного из основных звеньев мирового производственного процесса. Вопрос увеличения перевозок грузов железнодорожным транспортом не теряет своей актуальности. Привлечение к перевозке железнодорожным транспортом дополнительных объемов грузов возможно за счет роста производства в каждом государстве, привлечения грузов, предъявляемых к перевозке при выборе маршрута следования грузовладельцами при равных условиях перевозки различными видами транспорта за счет переключения перевозок грузов с других видов транспорта (автомобильного, морского) при создании благоприятных условий перевозки железнодорожным транспортом. Так как в странах Европы значительного прироста производства не имеется, а в странах Азии и Дальнего Востока происходит увеличение размеров товарооборота, на сегодняшний день существует жесткая конкуренция со стороны других видов транспорта, в первую очередь автомобильного (на короткие расстояния перевозки) и морского (на дальние расстояния перевозки), в завоевании объемов перевозки в направлении стран Европы.

Какова политика по включению Украины в панъевропейские транспортные коридоры?

По своему географическому положению Украина является транзитным государством, через ее транспортную сеть перевозятся грузы и пассажиры в направлениях Запад - Восток, Север - Юг. Железные дороги Украины непосредственно взаимодействуют с железными дорогами Российской Федерации, Белоруссии, Молдавии, Польши, Словакии, Венгрии и Румынии через 56 пунктов сухопутных переходов и с 13 морскими портами Черного и Азовского морей.

Из девяти транспортных коридоров, утвержденных на Второй Панъевропейской конференции (о. Крит, 1994 год), три проходят по территории Украины (№№ III, V, IX). С целью развития сети международных транспортных коридоров и увеличения объемов транспортных перевозок Правительством Украины утверждена «Программа создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине», которая предусматривает основные направления развития: усовершенствование законодательно-правовой базы транспортной области и максимальную ее адаптацию к нормам Европейского сообщества, проведение структурных реформ на транспорте, техническое усовершенствование транспортной инфраструктуры, разработку и создание новых видов подвижного состава, усовершенствование информационных технологий, создание экономических условий по привлечению международных инвестиций.

В этих условиях требуется новый подход к организации перевозок. Наиболее эффективными являются контейнерные перевозки, которые позволяют мобильно доставлять грузы «от двери до двери». Преимуществом этих перевозок является то, что груз доставляется грузки его в пути следования и при этом в перевозочном процессе могут принимать участие все виды транспорта. Для успешного осуществления таких перевозок требуются развитие транспортного комплекса и увязка технических, технологических и экономических приоритетов, повседневное усовершенствование и другие решения для стимулирования развития экологически чистого вида транспорта.

Какова позиция Украины относительно координации организации международного контейнерного транзита с ОАО «РЖД» и дочерними структурами компании, а также с железнодорожниками других соседних стран?

Организация комбинированных перевозок затрагивает разные направления деятельности железных дорог - тарифную политику, техническое перевооружение, создание новых информационных технологий, обустроенность пограничных переходов, усовершенствование технологии перевозочного процесса, предоставление максимального сервиса услуг.

Одним из важнейших направлений этой работы является создание логистических центров на Украине в направлении международных транспортных коридоров и широкое внедрение современных технологий, которые обеспечивают эффективное их функционирование. Большую значимость на железных дорогах Украины имеет факт создания национального оператора комбинированных перевозок. Этим оператором является ГП «Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски» (ГП «УГЦТС «Лиски»), который активно участвует в организации комбинированных перевозок. Программой развития и функционирования комбинированного транспорта на Украине до 2010 года предполагается создание оператором единой системы функционирования железнодорожного и автомобильного транспорта. ГП «УГЦТС «Лиски» владеет сетью терминалов комбинированного транспорта, транспортными средствами и оборудованием, парком контейнеров и подвижного состава, парком автотранспортных средств, системой информационного обеспечения, что позволяет осуществлять транспортные услуги «от двери до двери».

На базе Центра в Киеве действует железнодорожный грузовой таможенный комплекс, который имеет лицензионный склад, склады временного хранения, площадку отстоя автомобильного транспорта. В товарном таможенном комплексе работают отделы таможенного оформления Киевской региональной таможни, специалисты экологического, радиационного, фитосанитарного контроля и врачи СЭС.

Центром предоставляются также услуги таможенных брокеров.

Это дает возможность грузовладельцам осуществлять таможенное оформление на территории станции в день прибытия грузов. Такие условия работы создают возможность сокращения времени на оформление грузов к перевозке или их выдачу грузовладельцам, то есть ускорения доставки потребителям. Центр имеет лицензию Государственной таможенной службы Украины и имеет статус таможенного перевозчика грузов в контейнерах и вагонах-автомобилевозах.

Аналогичные грузовые таможенные комплексы планируется создать на базе терминалов Харьков - Лиски, Донецк - Лиски, Луганск - Лиски, Днепропетровск - Лиски, Одесса - Лиски и на перегрузочном комплексе ГП «УГЦТС «Лиски» на станции Чоп Львовской ж.д.

Проводится работа по организации контейнерных поездов и поездов комбинированного транспорта в международном и внутреннем сообщениях. На сегодняшний день в международном сообщении на постоянной основе курсируют такие поезда, как «Викинг» по маршруту Одесса/Ильичевск - Клайпеда, Варшава - Запорожье - Варшава, Варшава - Ильичевск - Варшава. С целью ускоренной доставки контейнеров из портов Украины украинским грузовладельцам организованы поезда «Крещатик» по маршруту Одесса - Киев - Лиски, «Днепровец» по маршруту Одесса - Днепропетровск - Лиски, «Подолье» по маршруту Одесса - Хмельницкий, по маршруту Мариуполь - Киев - Лиски. В направлении портов Украины организованы поезда «Ника» по маршруту Никополь - Ильичевск - Никополь, «Южный» по маршруту Никополь - Керчь - Никополь и др.

Совместно с ОАО «РЖД» организованы и на сегодняшний день осуществляются перевозки контейнеров в составе контейнерных поездов «Чардаш» по маршруту Будапешт - Москва, «Одесса» по маршруту Одесса - Москва, осуществляются также перевозки по маршруту Румыния - Москва.

Прорабатываются новые перспективные проекты перевозок: из Жилино (Словакия) до Калуги (Россия); из Китая (через пограничный переход Забайкальск (РЖД) в страны Европы транзитом через Украину; из Китая в страны Западной Европы транзитом железными дорогами Казахстана, России, Украины.

Какие проблемы, мешающие увеличению контейнерного транзита через Украину, можно выделить? Работа таможенных органов? Дефицит портовых мощностей? Нехватка инфраструктуры? Какие меры намерена принять «Укрзализныця» для решения данных проблем?

Основным сдерживающим фактором в организации контейнерного поезда по маршруту Китай - Казахстан - Россия - Украина - страны Западной Европы, по нашему мнению, является то, что конкурентоспособность этих перевозок с морским транспортом состоит только в скорости доставки. Предоставленный ОАО "РЖД» уровень тарифных условий не способствует установлению конкурентоспособности поезда в ценовой сфере.

Хочется обратить внимание на то, что эффективное развитие и организация комбинированных перевозок возможны в тесном сотрудничестве с железными дорогами - участницами проекта, операторами комбинированных перевозок других государств. При этом обязательное условие эффективности проводимой работы - заинтересованность в них всех участников проекта. Если один из участников не проявляет заинтересованности, такие перевозки осуществляться не могут, какие бы усилия ни прилагали другие участники проекта.


Леонид Григорьев

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.deliverjournal.com
Поиск по сайтуЯndex