Деньги — сегодня, нефть — завтра

13 Июля 2009

Казалось, эта музыка (переговоры о трубопроводных поставках российской нефти в Китай ведутся с середины 90-х) будет вечной. Но глобальный кризис сделал свое дело. В конце апреля в районе Сковородино началось строительство отвода от ВСТО к границе Китая, а в мае CNPC начинает строить свой участок трубы — до Дацина. Озвученные сроки начала поставок — январь 2011 года — выглядят вполне реальными.

Очевидно, что столь радикальный прогресс обусловлен прежде всего недавними договоренностями о выделении Китаем российской стороне кредитов на $25 млрд под поставки нефти в течение 20 лет. Старт проекта имеет для России большее значение, чем для Китая, вне зависимости от цены поставляемой нефти. Во-первых, речь идет о долгосрочных гарантиях сбыта 15 млн твг, что особенно важно в условиях снижения спроса на углеводороды. При этом российские госкомпании за счет китайских кредитов уже сегодня получают возможность финансировать приоритетные проекты, поддерживая спрос на продукцию отечественной промышленности.

Вплоть до февраля нынешнего года перспективы нефтепровода Сковородино - граница КНР выглядели не слишком определенно, хотя техническая составляющая проекта развивалась довольно успешно. Основные параметры строительства были определены «Транснефтью» и китайской CNPC еще в марте 2006, а в декабре того же года российская компания завершила разработку обоснования инвестиций в проект (см. «Меж высоких берегов Амура» в «НиК» №1-2, 2007 г.). Затем CNPC выделила $32 млн на разработку ТЭО российского участка трубы (в соответствии с соглашениями, строительство всей трассы, в том числе 960 км от Амура до Даципа, осуществляется за счет китайской стороны).

Строительство предполагалось начать уже в 2007 году и завершить к концу 2008, одновременно с пуском в эксплуатацию I очереди ВСТО. На деле все оказалось сложнее. Не только потому, что сроки ввода ВСТО были перенесены на год, а прежде всего из-за разногласий сторон по финансовым вопросам. «Роснефть» долгое время не могла договориться с CNPC о цене сырья, затем стороны спорили об условиях выделения Китаем кредитов под строительство и будущие поставки.

Решающий прорыв

Принципиальный перелом был достигнут после февральского визита в КНР вице-премьера Игоря Сечина, в ходе которого был подписан целый пакет важных документов. В частности, «Роснефть» и «Транснефть» заключили соглашения с Банком развития Китая о предоставлении им кредитов на $15 млрд и $10 млрд соответственно (см. «Китай заплатит вперед» в «НиК» №3, 2009 г.). В соответствии с договоренностями, в течение 20 лет Китай получит 300 млн тонн российской нефти. Из 15 млн твг общего объема поставок 9 млн (пропорционально размеру полученного кредита) обеспечит «Роснефть», 6 млн — «Транснефть».

В дальнейшем события стали развиваться с калейдоскопической быстротой. Выступая в Госдуме в начале апреля, премьер Путин сообщил, что подготовка российско-китайского трубопроводного проекта вышла на финишную прямую. Спустя несколько дней «Транснефть» и «Роснефть» подписали двусторонний «договор о взаимодействии», согласно которому «Транснефть» будет покупать у нефтяной компании 6 млн твг нефти для ее перепродажи китайской стороне. Во второй половине апреля Игорь Сечин и его китайский коллега Ван Цышань подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере сроком на 23 года. А еще менее чем через неделю в 40 км от Сковородино в присутствии вице-премьеров двух стран, руководителей «Транснефти» и «Роснефти» и губернатора Амурской области был торжественно сварен первый стык 64-километрового нефтепровода НПС Сковородино — НПС Мохэ.

Ударными темпами

Строительство российского участка трубы планируется завершить в конце III квартала 2010 года. Есть основания полагать, что на сей раз обойдется без проволочек, поскольку остальные работы в рамках I очереди ВСТО в ряде случаев идут даже с опережением графика. На церемонии запуска китайского проекта Игорь Сечин вновь подтвердил, что нефтепровод Тайшет - Сковородино будет введен в нынешнем году, отметив, что сварка линейной части уже завершена, как и строительство 3 из 7 запланированных НПС.

Спецморнефтспорт Козьмино в Приморском крае, готовность которого к концу апреля составляла 60%, также должен быть построен к 25 декабря. Строительно-монтажные работы на наливном терминале в Сковородино планируется завершить еще раньше — в августе, а уже в октябре по маршруту Сковородино - Козьмино должны пойти первые пробные поезда.

Напомним, вопрос о железнодорожных перевозках нефти к Тихому океану является одним из главных «узких мест» всего проекта ВСТО: нежелание железнодорожников снижать свои тарифы ставит под вопрос экономическую привлекательность этого направления экспорта. Но, судя по имеющейся информации, в последнее время стороны активно пытаются договориться по данному вопросу.

Поможет Самотлор

Согласно декларации о намерениях строительства трубы Сковородино - Китай, подготовленной еще в 2006 году, на первом этапе по этому маршруту будет поставляться 15 млн твг западносибирской нефти. Впоследствии, по мере освоения месторождений Восточной Сибири, в Китай пойдет нефть и из этого региона, а объемы поставок возрастут до 30 млн твг.

Прошлым летом «Роснефть», ТНК-ВР и «Транснефть» подписали соглашение о своповых поставках, согласно которому с 2010 года «Роснефть» направит на Рязанский НПЗ ТНК-ВР до 13 млн твг с Ванкорского месторождения по нефтепроводу Ванкор-Пурпе (его испытания начнутся в июне). Взамен ТНК-ВР поставит аналогичный объем с Самотлора в направлении Тайшета, откуда часть сырья пойдет в ВСТО, часть — на Ангарский НПЗ «Роснефти». Соглашение подписано сроком до 2015 года с возможностью пролонгации. Как ранее отмечал вице-президент ТНК-ВР по продажам и логистике Джонатан Колек, такая схема позволит компаниям экономить на транспортировке до $50 млн в год.

Можно предположить, что поставки с Самотлора на Ангарск и в ВСТО будут распределяться в соотношении 50 на 50. В этом случае «китайскую» трубу можно будет полностью загрузить за счет 6 млн твг самотлорской нефти и 9 млн твг, которые сегодня «Роснефть» возит в Поднебесную из Ангарска по железной дороге.

Отметим, что полномасштабные поставки в ВСТО нефти Ванкора, как и других месторождений Красноярского края, по-видимому, начнутся после ввода в эксплуатацию второй очереди ВСТО (см. «С запада на восток»).

Удачная сделка

Старт российско-китайского проекта окончательно снял вопросы о приоритетном получателе поставляемого по ВСТО сырья. Опасения по поводу зависимости от монопольного покупателя в лице Китай в данном случае вряд ли уместны. Скорее наоборот: именно китайцы выделением кредитов под будущие поставки на много лет «привязали» себя к российской трубе. Долго обсуждавшийся вопрос о цене нефти (она, кстати, привязана к спотовой цене в порту Козьмино) в данном случае отступает на второй план: в условиях кризиса и глобального снижения спроса па углеводороды для «Роснефти» куда важнее долгосрочные гарантии сбыта значительных объемов сырья.

Напомним, российские представители выражали удовлетворение достигнутыми договоренностями. По имеющейся информации, по кредиту «Роснефти» предусмотрена плавающая маржа, которая будет снижаться при росте ставки LIBOR, При этом в течение 5 лет льготного периода будут выплачиваться только проценты. Основную часть кредита — $10 млрд — «Роснефть» сможет выбрать в этом году, остальное в 2010. «Транснефть» первый транш в рамках своего кредита рассчитывает получить уже к концу мая.

Можно предположить, что договоренности с Китаем помогут ускорить реализацию целого ряда актуальных проектов, связанных, в первую очередь, с развитием восточного экспортного направления. «Транснефть» уже в 2010 году начинает строительство ВСТО-2 и планирует построить перемычку Пурпе - Самотлор (совокупная стоимость этих проектов может составить до 450 млрд рублей); «Роснефти» надо вводить Ванкор, наращивать добычу па Верхнечонском, вести разведку множества участков в Красноярском крае и Иркутской области. Думается, «китайские» деньги придутся российским компаниям как нельзя кстати. И окажут реальную поддержку всей экономике России.

С запада на восток

Существующие трубопроводные мощности «Транснефти» ориентированы на транспортировку нефти Ванкора и других месторождений севера Красноярского края в западном направлении. Для переброски этого сырья в систему ВСТО «Транснефть» рассматривала различные варианты, в т. ч. проект перемычки Каркатеевы - Александровское (400 км) стоимостью 4 млрд рублей. Однако в марте был избран другой вариант перемычки, предложенный «Роснефтью», — Пурпе - Самотлор. Этот маршрут мощностью до 50 млн твг почти на 200 км длиннее и значительно дороже (сообщалось, что он обойдется в 8-10 млрд рублей, но затем были озвучены новые цифры — 40 млрд рублей). По словам Николая Токарева, преимуществом данного проекта является возможность поставлять с Ванкора на восток все 25 млн твг, которые в перспективе планируется добывать на месторождении (а не 10 млн твг, как в случае с перемычкой Каркатеевы - Александровское). Проектно-изыскательские работы по маршруту планируется завершить до лета 2010 года, а реализовать проект к лету 2012.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.oilcapital.ru
Поиск по сайтуЯndex