Контейнеры слетели с трассы

1 Июня 2009

Снижение объемов импорта грузов в Россию сократило объем работы для автоперевозчиков, специализировавшихся на доставке контейнеров из портов Финляндии в Россию.

Падение еще впереди

Те объемы контейнерных грузов, которые есть на сегодняшний день, «закрываются» крупными транспортнологистическими компаниями и крупными экспедиторами, отмечает председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Лишними оказались те транспортные фирмы, которые работали «на подхвате», добавил он. По данным Валерия Войтко, в декабре 2008-го – январе 2009 года сегмент автомобильных контейнерных перевозок потерял 40% грузооборота. Соответственно, 40% парка контейнерных платформ остались без работы.


«В настоящее время наблюдается едва заметный подъем перевозок. Это можно заметить даже визуально – по трассе Москва–Петербург, основному маршруту доставки контейнеров автотранспортом. Перед Новым годом снижение грузопотока было наиболее ощутимо. Сейчас грузов, конечно, меньше, чем ранее, но трасса не пустая», – рассказал Валерий Войтко.


Советник генерального директора компании «Совтрансавто» Анатолий Пинсон, напротив, отметил, что в первой половине января Финляндия была единственным направлением, где сохранялся грузопоток. «На западном направлении, где доставка осуществляется в основном тентами, в январе был спад перевозок на 35–40%. Из Финляндии же грузы были», – заявил он. По словам Анатолия Пинсона, в начале 2009 года осуществлялась доставка контейнеров по контрактам, заключенным еще в 2008 году. Зачастую у грузополучателей возникали проблемы с оплатой уже заказанных грузов, но они постепенно решаются, добавил Анатолий Пинсон.


Представитель «Совтрансавто» считает, что когда закончится выполнение автоперевозчиками прошлогодних контрактов, возить им будет нечего. «Уже сейчас примерно 30% парка, который работает на Финляндию, не имеет заказов. Что будет дальше – неизвестно», – добавил он.


С этим согласен и руководитель отдела продаж департамента международных перевозок компании «Альбатрос Карго» Юрий Попов. «Сейчас приходят контейнеры, заказы на перевозку которых были сделаны еще в конце прошлого года. Тогда ситуация уже была нестабильной, но бизнес не был готов к тому, что происходит сейчас. Я думаю, реальное падение еще впереди», – отметил он.


Выбор невелик


«У нашей компании в парке 46 контейнерных площадок, из них работает сейчас примерно десять», – рассказывает менеджер компании АКСС Александр Павловский. Он отметил, что его компания постоянно ищет возможности для загрузки простаивающего парка, но пока успехов это не приносит. «Мы рассматриваем возможности внутрироссийских перевозок, в частности перевозку контейнеров из петербургского порта, но там сейчас тоже сложная ситуация. Многие перевозчики пригоняют туда машины и неделями стоят в ожидании грузов. Были также предложения по Новороссийску и Ильичевску, но пока это все на уровне разговоров», – отметил Александр Павловский.


Юрий Попов из «Альбатрос Карго» уверен, что смена маршрутов перевозок мало чем может помочь транспортным компаниям. «Падение произошло не из-за проблем в конкретных портах, а именно в связи с девальвацией рубля, из-за чего импорт становится невыгодным. К тому же произошло снижение деловой активности импортеров. Поэтому как таковая переориентация на другие направления не приведет к увеличению объемов импорта. При этом цены на перевозку везде одинаковые, и от новых маршрутов перевоз- чики вряд ли что-либо выиграют», – заявил он.


Автоперевозчики становятся заложниками ситуации, ведь порожние контейнеры необходимо сдавать в месте погрузки, иначе придется платить неустойку клиенту. «Если у нас неделю не будет работы, мы будем вынуждены отправлять водителя в Финляндию сдавать порожний контейнер. И он будет там находиться в ожидании груза. При этом компании придется оплачивать его пребывание в Финляндии. У нас только одна альтернатива: либо мы платим за ожидание водителя, либо – за то, что не сдаем порожний контейнер», – отметил Александр Павловский. При этом, по его словам, компания намерена сохранить парк машин и штат водителей, об увольнениях персонала и распродаже машин речь не идет.


Дно уже близко


Дефицит грузов вызвал снижение ставок на перевозку контейнеров из Финляндии. «В октябре–ноябре 2008 года средняя стоимость отправки контейнера из Котки в Москву составляла 2400–2800 евро. Подчеркну, что это средняя стоимость: за срочную доставку могли существенно переплачивать, а те, кто в сроках не ограничен, могли искать более дешевые варианты, – отмечает Валерий Войтко. – Позже средняя стоимость упала до 2000–2200 евро, а к новому году ставки рухнули до 1400–1800 евро. Сейчас ставка составляет примерно 60% от докризисной».


Валерий Войтко отметил, что в ближайшее время рынок нащупает ценовое дно. «Меньше всего надо обращать внимание на обвинения перевозчиков в жадности. Речь идет о нормальном процессе эксплуатации транспортного средства. Те деньги, которые получает перевозчик за минусом солярки, – это не то, что он проедает. Речь идет о содержании транспортного средства. Через пару месяцев при таких ставках ниже рентабельности никто работать просто не будет», – заявил Валерий Войтко.


Александр Павловский из фирмы АКСС заявил, что нынешние ставки на перевозку контейнеров из Финляндии различаются с докризисными примерно на $1 тыс. Но находятся активно демпингующие перевозчики, которые сбивают и эти ставки. «Если у кого-то машина в аренде и ему не надо платить налоги, он готов ехать в Финляндию и за 50 тыс. руб. Мы себе такого позволить не можем», – заявил Александр Павловский.


Падение ставок на контейнерные перевозки автотранспортом не окажет существенного влияния на распределение грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом, уверены эксперты. По словам Валерия Войтко, традиционно вывоз контейнеров из финских и российских портов в европейскую часть России осу- ществляется именно грузовыми фурами. «В перевозках на короткие плечи автотранспорт традиционно более удобный и быстрый способ доставки. Для того чтобы перевезти контейнер из порта Петербурга, допустим, в Липецк по железной дороге, нужно будет, во-первых, перецеплять вагон в Москве, а потом пригонять на станцию в Липецке несколько среднетоннажных машин для его разгрузки или же большегрузную фуру для конечной доставки груза. Автотранспорт же может обеспечить прямую доставку «от двери до двери», – отметил Валерий Войтко.


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.deliverjournal.com
Поиск по сайтуЯndex