Свердловская область: ворота в МТК

30 Января 2009

Компания «AVS Group» при поддержке областного правительства закончила разработку концепции транспортно-логистической системы Свердловской области. Концепция позволит обеспечить эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике области, которая станет «восточными воротами» в международный транспортный коридор МТК-2, соединяющий Азию и Европу. К разработке Концепции привлекалась компания «Коминфо Лоджистикс Солюшнз», входящая в международный консалтинговый консорциум LogCiNet, который имеет опыт разработки, создания и эксплуатации мультимодальных логистических центров как в Европе (Берлин, Бранденбург), так и в России.


Общая характеристика



Основные грузообразующие пункты Свердловской области сконцентрированы в 3-х крупных промышленных зонах. Размещение крупных промышленных зон территориально совпадает с расположением зон природно-сырьевых ресурсов:

1. Самая большая зона — Екатеринбург и близлежащие города, находящиеся в пределах 100 км. На долю промышленных предприятий Екатеринбурга приходится 19% всей промышленной продукции области.

2. Нижний Тагил, Верхняя Салда, Кушва, Красноуральск, Нижняя Тура, Лесной, Качканар.

3. Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск. Потребительский рынок Свердловской области составляет 36% населения Уральского федерального округа и более 3% населения РФ. Оборот розничной торговли Свердловской области за 2007 год составил 392,6 млрд руб.

70% обрабатывающих производств по объему продукции расположено в 5 городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Первоуральск. Данные отрасли требуют эффективной системы распределения и поэтому представляют интерес для логистики.

Свердловской области необходима современная транспортно- логистическая инфраструктура. Она должна обеспечивать формирование и обслуживание транзитных потоков по направлению «Восток — Запад» с использованием мульти- и интермодального сервиса, должна быть интегрирована в международную транспортно-логистическую систему и способна предложить качественные услуги добавленной стоимости при распределении грузопотоков внутри области и соседних регионов.

Отсутствие современной транспортно-логистической инфраструктуры тормозит развитие региона, не позволяя в полной мере использовать потенциал его географического положения.


Направления развития


Важным направлением развития конкурентоспособной транспортно- логистической системы страны (регионов) является интеграция на основе передовых логистических технологий всех участников цепочки поставок, обслуживающих российские регионы, а также международные транспортные коридоры, проходящие по территории России.

Логистические технологии, реализуемые сегодня транспортно- экспедиторскими предприятиями и логистическими операторами России, обеспечивают взаимодействие промышленности, торговли и транспорта, а также развитие транспортного потенциала. Все это необходимо делать для того, чтобы достичь цели удовлетворения возрастающих потребностей населения и различных отраслей экономики страны в перевозках.

Привлечение на российскую транспортную сеть внешнеторговых грузов связано с построением транспортно-логистической системы, для чего необходимо модернизировать существующую транспортную инфраструктуру и внедрить логистические подходы управления в систему взаимодействия всех участников цепочки поставок, которым обеспечивается равноправный доступ к информации о товародвижении.

  • Главный фактор, который следует взять за основу, — это рост потребности в контейнерных перевозках. Такова общемировая тенденция изменения структуры перевозок, ориентированная на мультимодальность (что по определению требует использования контейнеров).
  • Транзитные контейнерные перевозки в России занимают далеко не надлежащее место еще и по причине острейшей нехватки их логистического обеспечения.

Цели и задачи


Развитие транспортно-логистической системы Свердловской области позволит достичь следующих целей:

  • Развитие современной и развитой транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике области.
  • Стимулирование развития транзитных перевозок через Свердловскую область, интеграции транспортной системы области в мировую систему транспортных коммуникаций и стандартов сервисного обслуживания.
  • Увеличение емкости и эффективности региональной товаропроводящей сети и оптимизации взаимодействия элементов системы.
  • Эффективное территориальное размещение объектов системы, которое обеспечит ускорение движения грузопотоков в регионе.
  • Повышение качества и объема логистических услуг, в том числе путем интеграции отдельных звеньев и формирования единого информационного пространства.
  • Достижение синергетического эффекта с другими программами развития области.

Рис. 1. Районные центры Свердловской области, значимые для движения товаропотоков


Структура транспортно- логистической системы


В составе транспортно-логистической системы должны быть предусмотрены:

1. Грузоперерабатывающий комплекс, включающий в себя интермодальный транспортно- логистический центр международного уровня, региональные мультимодальные логистические центры в крупных городах области, локальные распределительные центры, контейнерные терминалы.

2. Развитая транспортная автодорожная инфраструктура, включающая объездные дороги.

3. Железнодорожная инфраструктура с необходимой пропускной способностью в узлах.

4. Логистическая информационная система и система контроля грузодвижения.

5. Социально-деловая инфраструктура и инфраструктура отдыха и туризма.

Рассмотренные концептуальные основы позволяют обосновать необходимость развития Свердловской области как узлового логистического центра в международном транспортном коридоре «Запад-Восток» (МТК-2).

Модель региональной транспортно-логистической системы включает наряду с функциями распределения товаропотоков в области, также обслуживание экспортных промышленных грузопотоков и позволяет реализовать подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг», целью которой является рост потенциала региона при обслужива- нии МТК-2.

На рис. 1 и в табл. 1 приведены цифры, характеризующие объем товаропотоков Екатеринбурга и крупных районных городов Свердловской области.

Табл. 1. Объем товаропотоков Свердловской области

Схема размещения объектов транспортно-логистической инфраструктуры разработана на основе схемы территориального планирования Свердловской области и учитывает необходимость размещения объектов инфраструктуры преимущественно вне селитебных территорий в узлах устойчивого градостроительного развития. ну рассказывай, как погулялиКроме того, перспективные схемы территориального, а также транспортного и инфраструктурного развития области на период до 2040 года должны предусматривать необходимость размещения объектов транспортнологистической инфраструктуры. ну рассказывай, как погулялиИнтегрированные индустриально- логистические зоны необходимо формировать в зонах тяготения к опорной транспортной сети области и МТК. Размещая программные объекты, необходимо обеспечить комплексность, пропорциональность и сбалансированность развития прилегающих тер- риторий, а также надлежащую охрану природно-экологических и культурно- исторических зон области. ну рассказывай, как погулялиМестом локализации главного интермодального транспортно- логистического центра целесообразно сделать Екатеринбург.

Екатеринбург — главный административный, культурный, промышленный и транспортный центр области. С развитием транспортной инфраструктуры именно этот город должен стать крупнейшим логистическим центром международного уровня. ну рассказывай, как погулялиЦелесообразность размещения главного интермодального логистического центра объясняется и с точки зрения количества потенциальных потребителей. Население в зоне действия ИТЛЦ составляет более 19 млн чел. (рис. 2) ну рассказывай, как погулялиЗдесь должен быть расположен управляющий центр, обслуживающие международные, межрегиональные связи и транзитные потоки международного транспортного коридора (МТК-2).


Перспективы и прогнозы


По предварительным оценкам, результатами создания базовой логистической инфраструктуры в Свердловской области станут: освоение более 210 га территории, строительство более 1,37 млн кв. м новых складских мощностей классов А и В, контейнерного терминала и сервисной инфраструктуры.

Суммарные инвестиции в проект — 36,35 млрд руб. с учетом подготовки инфраструктуры земельных участков (для справки: затраты на эти цели составляют до 25% стоимости строительства объекта). Предполагаемый срок окупаемости проекта — 8,6 лет.

Суммарный грузопоток в системе увеличится и достигнет показателей в абсолютных значениях — более 60 млн тонн в год.

Экономическая эффективность проекта заключается в приросте чистой прибыли: более 8 млрд руб. А поступления в бюджеты всех уровней составят более 58 млрд руб.

Положительный эффект создания современной транспортно- логистической системы Свердловской области:

  • Реализация предлагаемой концепции развития транспортно- логистической системы Свердловской области позволит интегрироваться в международную транспортно-логистическую систему и предоставлять качественные услуги добавленной стоимости.
  • Современная транспортно- логистическая система региона — основа для инвестиций и экономического развития области на направлениях международных транспортных коридоров.
  • Построение эффективной транспортно-логистической системы обеспечит рост грузопотоков и повысит конкурентоспособность экономики региона.
  • Способствует развитию инноваций и новых кластеров в экономике региона.

Рис. 2. Зона действия главного интермодального транспортно- логистического центра


Выводы


Единый методологический подход при разработке транспортно- логистической системы (ТЛС) региона и программ реализации позволяет в дальнейшем построить в рамках МТК логистический сервис, соответствующий европейским стандартам. Необходима интеграция ТЛС всех регионов, обслуживающих Евроазиатские транспортные коридоры. Только по результатам интеграции можно выстроить целевые показатели для требуемого уровня логистического сервиса, что будет способствовать привлечению международных грузопотоков, в том числе транзитных, в Транспортно-Логистическую Систему России.

Конкурентоспособность ТЛС России смогут обеспечить крупные транспортно-логистические холдинги, которые наряду с транспортными услугами предоставляют услуги контрактной логистики, в том числе услуги добавленной стоимости. Для решения этой задачи следует провести гармонизацию нормативно-правового обеспечения деятельности экспедиторов, складских операторов, логистических провайдеров на соответствие международному праву для обслуживания транзитных грузопотоков.


Николай Титюхин, генеральный директор компания "Коминфо Лоджистикс Солюшнз"

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.loginfo.ru
Поиск по сайтуЯndex