Северный завоз в контейнерах

30 Апреля 2008

Как известно, обеспечение продовольствием дальних северных регионов нередко напоминает боевые действия.

Наша компания много лет занимается дистрибуцией кондитерских изделий в широком ассортименте – как продукции собственного производства (торговая марка «Империя вкуса»), так и других фабрик. Кроме того, наши клиенты, большинство из которых находятся в дальних регионах, проявили желание, чтобы мы организовали бесперебойную поставку других продуктов питания помимо кондитерских изделий. И мы, идя навстречу их пожеланиям, стали поставлять в дальние регионы (например в Якутию) продукты питания в железнодорожных контейнерах.

Специфика снабжения

Часть регионов доступна по железной дороге, другая часть использует кроме железнодорожного также автомобильный транспорт. Например, город Якутск не имеет железнодорожной станции – со станции Беркакит (г. Нерюнгри) нужно забирать контейнер автотранспортом. Но это еще не все проблемы. Дело в том, что Якутск находится на противоположном берегу реки Лены. Моста через реку нет. Машина с контейнером может переправиться на другой берег Лены двумя способами: глубокой зимой по льду или летом на пароме.

Таким образом, снабжение Якутска имеет свою специфику. Два месяца весной, с марта по май, переправа через Лену не работает, поскольку происходит разрушение ледяного покрова. Аналогично и осенью: переправа закрывается также на два месяца, с октября по декабрь. Поэтому первый контейнер мы начинаем грузить в ноябре, чтобы он дошел к середине декабря – тогда установится лед, позволяющий выдержать 24-футовые контейнеры, которые могут иметь вес 10–13 т и больше. К моменту, когда переправа должна открыться, на специализированных площадках уже скапливается огромное количество контейнеров. Каждый день ожидания переправы – это дополнительные издержки по хранению груза. Кроме того, товар во время нахождения в контейнере сам по себе «старится», то есть у продукции уменьшаются сроки реализации.

Примерно каждые 10 дней ко мне по электронной почте приходит заказ из Якутии. Он может включать в себя множество позиций: макаронные изделия, рыбные консервы, маслины, оливки, соки, подсолнечное масло, кондитерские изделия и продукцию нашей компании. Как это все перевозить в контейнере – вопрос сложный. Роль менеджера в подготовке контейнера первостепенная. Необходимые навыки дает только практика. И если раньше я из-за недостатка опыта доверял погрузку контейнера работникам склада, то теперь всегда лично присутствую при этой процедуре.

Сборка заказа

Контейнер сборный, в него помещаются продукты питания из разных групп. Короба (или тарные места) имеют различную форму. Достаточно сказать, что если короба с подсолнечным маслом, кондитерскими изделиями, консервами имеют форму параллелепипеда, то кетчупы, кофе упакованы в тарные места, напоминающие трапеции. То количество коробов (и тоннаж), которое мы планируем при подготовке заказа, на 10–15% может отличаться от количества, которое реально загружаем в контейнер. Число мест в нашем контейнере варьируется от 1450 до 2200.

Можно построить теоретическую схему загрузки контейнера, однако на деле все будет не совсем так, как в теории. Поэтому менеджер, который руководит погрузкой, должен инициировать грузчиков использовать любое свободное пространство, что называется, каждую щелку. И делается это не из желания «впихнуть» в контейнер как можно больше коробов, а для того, чтобы товар не был подвижным – ведь контейнер идет к покупателю месяц, а иногда и два. «Расхлябанность» груза приводит к серьезной порче многих товаров.

Чтобы погрузить такой многоплановый контейнер, приходится заказывать товар у 10–15 производителей. Перед менеджером, который отправляет контейнер, стоит ряд задач. Пер-вая – собрать контейнер. Здесь важен ценовой фактор. Нужно закупить товар у производителя или у продавца с таким расчетом, чтобы цены продавца с учетом нашего интереса вписались в общую ценовую картину и удовлетворили нашего покупателя. Нам очень помогает то, что многие фирмы с удовольствием начинают торговать продукцией «Империя вкуса». Когда фирма, продав нам свой товар, соглашается взамен купить партию нашей продукции, мы охотно идем на это. Что нам дает такой обмен? Мы продаем нашу продукцию по минимальным ценам и соответственно получаем от поставщиков товар по наименьшей стоимости.

Затем нужно обязательно отсеять ту продукцию, которая имеет маленькие сроки реализации, меньше 3–4 месяцев. Это сложный груз для отправки в дальние регионы, очень велик риск прислать клиенту просроченный товар. Поэтому мы стараемся находить продукты со сроком годности не менее 4–5 месяцев.

После того как проделана работа по ценам, оговорены условия продажи (обмен через куплю-продажу), вычислено количество коробов и тоннаж, закуплен недостающий товар, наступает самый ответственный момент – формирование контейнера.

Формирование контейнера

Погрузка контейнера занимает от 4 до 6 ч. Однотипная продукция (когда все короба геометрически правильной формы и приблизительно одного размера) загружается 4 ч. Но когда собирается разнородный товар, погрузка идет не менее 6 ч. Главный принцип размещения груза общеизвестен: тяжелый товар – вниз, легкий – наверх.

Обозначу некоторые проблемы, которые возникают в связи с отправкой контейнера на север: в Якутию, на Камчатку. Прежде всего – низкий температурный режим; в Якутии зимой температура опускается до –55 °С. Компании-покупатели крайне неохотно идут на то, чтобы транспортировка велась посредством вагона-термоса, поскольку это значительно увеличивает расходы на транспортировку. Надо сказать, что большинство кондитерских изделий переносят низкие температуры. И тот, кто рискнул и отправил продукты питания без терморежима, сэкономит на транспортировке и сможет предложить более конкурентоспособные цены. Разумеется, при условии благоприятного исхода, если товар приехал в надлежащем виде. Вся ответственность за то, чтобы продукты дошли в хорошем состоянии, с сохранением всех своих свойств, ложится на того, кто контейнер отправляет, то есть на продавца. Мы для этого используем следующие методы.

Во-первых, создаем «термоподушку» из мучных изделий, печенья и других подобных продуктов. Короба с печеньем, например, очень объемные и являются прекрасным термоизолятором. Если мы видим, что недостаточно той продукции, которая может образовать термоизоляционную «подушку», мы делаем прослойку из пенопласта: закупаем нужной толщины пенопласт и крепим его изнутри контейнера. «Подушка» нужна как зимой, так и летом – на стенках и вверху, а низ стараемся занять соками.

Наши якутские покупатели долгое время не заказывали зимой соки – из-за опасения, что пакеты замерзнут и прорвутся. Хотя именно зимой в дальних регионах эта богатая витаминами продукция остро необходима. И мы пошли на рискованный эксперимент, «запустив» пробную партию. Постарались найти для первых поставок соки в упаковках без клапанов. Было подозрение, что под действием холода клапан, выполненный из тонкой фольги, разорвется в первую очередь. Однако первая партия прошла успешно. Одновременно нам стало ясно, что соков без клапанов на рынке очень мало. И пришлось рискнуть: отправить 100 коробов сока с клапанами, уложив их в самый низ контейнера (чтобы в случае, если упаковки прорвутся из-за мороза, другой товар не пострадал). Естественно, мы тщательно обложили их термоизолирующим товаром – печеньем, рулетами. И эта партия дошла до потребителей успешно. Теперь мы отправляем по 400 коробов в каждом контейнере.

Следующая проблема заключается в том, что на железнодорожных станциях при расформировании платформ один контейнер ставят на другой. Наша продукция (печенье, конфеты, шоколад) очень чувствительна к деформации. Поэтому мы всегда оставляем сверху зазор, никогда не забиваем контейнер товаром доверху.

Еще один принцип – всегда распаковывать поступившие от поставщиков паллеты и проверять их заполненность. К этому выводу мы пришли после одного досадного случая. Наша компания отправляла клиенту контейнер с продуктами, в числе которых был растворимый кофе. Пришла прекрасно упакованная, паллетированная партия кофе от нашего надежного поставщика, которого мы знаем уже не один год. Мы решили не нарушать целостность упаковки и поместить паллету целиком прямо в центр контейнера – поскольку были уверены, что сотрудники компании-поставщика упакуют свой товар качественно. Тем не менее оказалось, что доверять было нельзя. Когда контейнер пришел к нашему якутскому клиенту, тот обнаружил внутри паллеты множество разбитых кофейных банок. Что случилось? На складе поставщика при упаковке паллеты в нее недоложили несколько банок, и в результате образовавшихся пустот вся упаковка потеряла твердость, в процессе транспортировки стеклянные емкости многократно ударялись друг об друга – и к клиенту приехал «бой». Таким образом, недовложение нескольких банок обернулось ощутимым убытком, поскольку повредились остальные. Естественно, мы взяли этот ущерб на себя. Но сделали соответствующие выводы.

Ну и конечно надо соблюдать прописные истины: следить, чтобы коробки располагались правильно в соответствии с указателями «верх» и «низ». Здесь нет никакой хитрости, просто надо следить за действиями грузчиков или объяснить им, что на эти стрелочки очень важно обращать внимание. А лучше всего сначала объяснить, а потом проследить.

В ожидании прибытия контейнера весь поступивший от поставщиков товар хранится у нас на складе. Если не хватает собственных складских площадей (так бывает в случаях, когда идет активная поставка продукции производства «Империя вкуса»), мы арендуем на базе, где располагается наша компания, специальную автомашину – пустой трейлер. Чтобы во время формирования контейнера не терять времени и не набирать товар на складе, мы по мере поступления товара заполняем трейлер.

Дождавшись прихода всего товара, я вношу его в накладную, проверяю цены, количество, тоннаж. На всякий случай составляю дополнительную накладную на товар из нашего ассортимента. Это делается для того, чтобы если за полчаса до закрытия контейнера выяснится, что не хватает 200–300 коробов, у нас были в запасе тарные места. Предварительно нужно согласовать поставку дополнительной продукции с покупателем и иметь ее в резерве на складе. Если примерно за 2 ч до конца погрузки видно, что в контейнере может остаться незанятое место, я прошу склад начинать набирать дополнительную накладную. Заранее этого делать не стоит, надо ориентироваться по обстановке. К тому времени, когда погружена основная продукция, склад успевает собрать дополнительную.


Отслеживание контейнера в пути


Транспортная организация, у которой мы заказываем контейнер для перевозки товара, предоставляет услугу отслеживания. Каждый день мы можем позвонить менеджерам транспортной компании и узнать, где в конкретный момент находился тот или иной контейнер. Самый ответственный этап – первый, когда контейнер должен выехать из Москвы. Дело в том, что в процессе формирования грузовых платформ его с одной станции отправляют на другую, затем на третью. Выйдя из Москвы, платформа уже быстрее идет до места назначения, останавливаясь только на узловых станциях. Там платформы могут переформировываться, и заново сформированные платформы идут в нужном направлении.

Отслеживание нам очень помогает. Ведь многие контейнеры отгружаются к праздникам. Поэтому мы ежедневно звоним, узнаем о местонахождении контейнера и сразу сообщаем покупателю, чтобы он был уверен, что получит товар вовремя. Этот факт имеет большое психологическое значение.

Опыт отправки товара в Якутск показывает, что от момента погрузки контейнера до момента выгрузки на склад покупателя проходит 35–40 суток, хотя иногда товар успевает дойти и за 25 дней. Перед праздниками обычно наблюдаются большие грузопотоки, поэтому контейнеры идут дольше.


Точка зрения:

Автоматизация контейнерных перевозок возможна с помощью навигационного оборудования

Кристина Цабадзе
Руководитель отдела маркетинга ЗАО «Русские Навигационные Технологии»

Продолжая тему оптимизации работы контейнерных перевозок с помощью инновационных технических ресурсов, можно сказать следующее. Если, как замечено в статье, контейнерный терминал действительно огромной площади, имеет смысл оснащать транспортные средства навигационным оборудованием. Компания «Русские Навигационные Технологии» разрабатывает и внедряет систему GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта. В нашем случае основное оборудование системы «АвтоТрекер» устанавливается на транспортное средство, а на двери контейнера крепится радиодатчик. Таким образом, помимо отслеживания местоположения ТС, графика движения, зонирования, отслеживания при съеме или погрузки контейнера система будет фиксировать удаление или приближение груза (контейнера). Также есть возможность устанавливать термодатчик в контейнерные рефрижераторы и контролировать соблюдение надлежащей температуры или отклонения от нее.

Есть несколько решений автоматизации контейнерных перевозок. Разработчики системы и программного обеспечения учитывают все основные требования и особенности деятельности своих клиентов и предлагают диверсифицированный инструмент.


Юрий Цюрин, менеджер отдела продаж компании «Империя вкуса»


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex