Контейнеры идут на Восток

29 Декабря 2007

В последние дни уходящего года на латвийско-российской границе в очередях простаивает до двух тысяч фур. И пока в Министерстве сообщений и соответствующих транспортных ведомствах Латвии ищут выход из ситуации, бизнесмены уже предложили свой вариант – снять часть нагрузки с автотрасс можно, отработав маршруты контейнерных поездов в Россию.

Причем эта идея оказалась вполне конкурентоспособной. Ну а лидерство в развитии контейнерного бизнеса в Латвии сегодня остается за компанией ОАО "ТрансКонтейнер". Открыв летом этого года в Риге свое представительство, компания начала активную деятельность на рынке железнодорожных перевозок. В августе при посредничестве ТрансКонтейнера успешно стартовал контейнерный поезд по маршруту Рига – Москва (Кунцево-2).

По словам генерального директора ОАО "ТрансКонтейнер" Петра Баскакова, открытие филиала увеличит контейнерный грузооборот Латвии в 2,5 раза и к 2010 году поможет достичь оборота в 1 млн контейнеров. А "первенец" появился, как утверждают в компании, в связи с возросшим спросом на перевалку транзитных грузов через прибалтийские порты, а также ввиду сильной перегруженности порта Санкт-Петербург и нестабильности работы автотранспортных компаний при перевозке грузов через границу.

За четыре месяца, в течение которых действует поезд, отправка семи составов прошла благополучно и практически без задержек. Груз контейнерного поезда – игрушки китайского производства, которые доставляются в Латвию морем.

Состав из 80 TEU достигает конечного пункта за 48 часов. Как правило, он проходит пограничный досмотр строго по расписанию. На официальном открытии линии Рига – Москва Эрик Шмукстс, руководитель департамента грузовых перевозок (LDz Cargo) Латвийской железной дороги, сказал, что наконец появилась альтернатива автомобильным перевозкам и перспективность этого проекта вполне очевидна. Помимо ТрансКонтейнера, участие также принимают Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога), ее дочернее предприятие LDz Cargo, Рижский свободный порт и Рижский контейнерный терминал, а отправителем поезда является латвийская компания TFS Trans. В ближайших планах бизнесменов – организовать в Россию два поезда в неделю.

Кстати, в 2006 году объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по железной дороге между Россией и Латвией вырос по сравнению с 2005-м на 43% и достиг 6,6 тыс. TEU. За первые пять месяцев 2007 года объем транзитных перевозок уже увеличился на 59%, что свидетельствует о развитии бизнеса в балтийском регионе. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не все проекты перспективны, хотя регулярный контейнерный поток в Россию очень выгоден для латвийского транспортного узла, портов и грузополучателей. Например, не увенчалась успехом попытка запустить контейнерный маршрут Лиепая – Москва: грузов хватило только на два рейса. Проект был реализован в сотрудничестве с международной компанией Eimskip, которую в Лиепае представляет Konteinership, Samskip и LDZ Cargo.

Однако в целом поток железнодорожных контейнерных грузов в балтийских транспортных коридорах растет. И не последнюю роль в этом играет весьма успешный проект в сотрудничестве железных дорог Балтии – контейнерный поезд «Балтика-Транзит». В течение вот уже пяти лет контейнерные грузы, собранные в Литве, Латвии и Эстонии, отправляются в Россию и далее доставляются в Казахстан, Узбекистан и другие государства Средней Азии. По данным LDz, в 2006 году в восточном направлении было отправлено 104 поезда (то есть 4990 вагонов, или 5455 контейнеров). При этом в 2005-м было отправлено лишь 76 контейнерных поездов "Балтика-Транзит" – 3422 вагона, или 3731 контейнера. Данные статистики свидетельствуют, что в прошлом году был достигнут прирост объемов перевозок контейнерным поездом по отправленным поездам - на 26,9%, по количеству перевезенных вагонов – на 30,7% , контейнеров – на 31,6%.

Сегодня многие эксперты считают, что контейнерные маршруты в значительной степени помогают разрешить ситуацию с многокилометровыми очередями фур на латвийско-российской границе. Ведь 45-футовый контейнер принимает столько же груза, сколько и одна грузовая машина. Это удачная альтернатива автоперевозкам, так как поезд курсирует по графику, не создает заторы. Переход автомобильных грузов на рельсы открывает весомые перспективы для расширения инфраструктуры балтийских портов. Даже несмотря на то, что латвийским портам необходимо серьезно развивать инфраструктуру, осваивать новые технологии и строить новые причалы.

Наталья Дон
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.rzd-partner.ru
Поиск по сайтуЯndex