Железнодорожная погрузка в октябре 2018 года

6 Ноября

В целом погрузка за январь – октябрь текущего года составила 1,73 млрд т, что на 2,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в октябре 2018-го она оказалась на уровне 108,4 млн т, что означает замедление темпов роста до минимального уровня – до +0,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Осень продолжает портить результаты работы ОАО «РЖД». И по итогам года ожидается уменьшение динамики погрузки (по прогнозам, до +2,2% к уровню 12 месяцев 2017 г.).

Вагоны чаще стоят на станциях

Если учесть, что грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии в октябре текущего года увеличился до 222,2 млрд т-км – на 3,2% к аналогичному периоду 2017-го, то можно сделать вывод об увеличении средней дальности рейсов. Это позволило ОАО «РЖД» получить дополнительные доходы, несмотря на замедление динамики погрузки.

Драйверами погрузки в октябре стали традиционные номенклатуры – уголь, руда и минудобрения. Новым фактором роста по осени стали нефтегрузы.

В октябре на сети удалось улучшить оборот вагона под грузовыми операциями, что указывает на рост эффективности управления парками железнодорожных операторов за счет оптимизации организации погрузки на путях необщего пользования. Причем за 9 месяцев текущего года оборот вагона под грузовыми операциями сократился примерно на 8,8%. Таким образом, за достаточно длительный период можно говорить о сложившейся устойчивой тенденции.

Вместе с тем оборот вагона на промежуточных и технических станциях, наоборот, увеличился. Фактически это означает, что вагоны дольше стояли на путях общего пользования под ответственностью перевозчика. За 9 месяцев 2018 года эти два показателя увеличились соответственно на 18,3 и 13,1%.

Ставка за вагон колеблется

По итогам последних месяцев в среднем по сети среднесуточная ставка операторов за вагон несколько снизилась по сравнению с концом весны. Однако в сентябре – октябре из-за локального дефицита вагонов наметился небольшой прирост цен.

Некоторые эксперты подозревают, что этому способствовали, с одной стороны, увеличение отцепок вагонов в ремонт, а с другой – появление на наиболее грузонапряженных участках брошенных поездов, что ухудшило возможности для подачи порожних вагонов под погрузку. Об этом, например, свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте.

Если сравнивать октябрь текущего года с тем же месяцем прошлого года, то средняя ставка за вагон выросла, по оценкам грузовладельцев, в зависимости от направлений в диапазоне от +10 до +30%. Максимальные значения зафиксированы на спотовом рынке. В частности, динамика индекса ЭТП «Грузовые перевозки» за этот период составила +34%, что является своего рода индикатором для данных видов заказов на вагоны.

При этом индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520, по результатам сделок, совершенных на «Бирже вагонов» в октябре 2018 года, по сравнению с тем же месяцем 2017-го увеличился всего на 11,1%.

Это можно объяснить включением в динамику этого индекса вагонов на казахстанском направлении с достаточной умеренной ценой. В целом разброс двух индикаторов дает представление о волатильности рынка в зависимости от направления перевозок.

По данным начальника аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсаны Коробейниковой, ставки аренды на типовые полувагоны в октябре выросли до 1,9 тыс. руб./сутки, профицит в данном сегменте по-прежнему отсутствует.

И это несмотря на то, что в сентябре реализация вагонов заводами СНГ составила 6,8 тыс. ед., что на 15% выше результатов сентября 2017 года (5,9 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,4 тыс. вагонов. Полувагонов было реализовано 4,5 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,6 тыс. ед.).

Уголь – всему голова

Темпы роста погрузки угля в октябре 2018 года увеличились. Если по итогам 9 месяцев 2018-го его динамика составляла +5,1% к аналогичному периоду 2017-го, то по итогам 10 месяцев она поднялась до +5,5% к январю – октябрю прошлого года, т. е. рост составил 0,4 п. п.

Погрузка угля в октябре прибавила в оборотах в основном за счет экспорта на дальневосточном направлении. Здесь спрос на российский уголь стабильно растет. По словам заместителя министра энергетики России Анатолия Яновского, в текущем году экспорт энергетического угля составит 177 млн т, а динамика его роста останется положительной до 2030-го. И рост идет в основном за счет потребления странами АТР, а в перспективе – также рынка Марокко и Египта, где делают ставку на более дешевую угольную генерацию электроэнергии.

Подобные прогнозы заставили правительство РФ потребовать принять дополнительные меры по синхронизации инвестиций в железнодорожную инфраструктуру в рамках II этапа модернизации БАМа и Транссиба с активным развитием морских портов по перевалке угля на Дальнем Востоке РФ.

Действительно, сейчас на этом направлении стивидоры бьют рекорды. В частности, за 10 месяцев 2018 года АО «Восточный Порт» отгрузило более 20,4 млн т угля, что 5,9% превышает результат за аналогичный период 2017-го.

Более скромные результаты демонстрируют портовики Северо-Запада РФ. Тем не менее осенью грузопотоки прибавили в оборотах и на некоторых европейских маршрутах, в том числе в Германию и Польшу. Заметно усилился грузопоток в Литву.

Есть успехи и на других направлениях. В частности, отмечен рост транзита угля из Казахстана.

А вот во внутреннем сообщении погрузка угля демонстрирует неравномерную динамику. По данным ИПЕМ, в сентябре она увеличилась. А вот в октябре при подготовке к зимнему отопительному сезону этому вопросу ОАО «РЖД» пришлось уделить повышенное внимание в связи с отставанием фактической погрузки от согласованных заявок на перевозку угля в адрес предприятий ЖКХ. В целом на сети план выполнялся на 97,3%. Наибольшее отставание от заявок было отмечено на Красноярской железной дороге, где угольные компании не обеспечили своевременное предъявление груза надлежащего качества, что и вызвало задержки с отправками, отметили в ОАО «РЖД».

Нефть поднялась на понижающих коэффициентах

Погрузка нефти и нефтепродуктов заметно выросла в сентябре – октябре текущего года: в сентябре – на 0,7%, в октябре – на 2,8% больше, чем за аналогичный месяц прошлого года.

Рост перевозок произошел за счет увеличения экспортных отправок. Свою роль сыграло предоставление понижающих коэффициентов к действующим тарифам ОАО «РЖД» на ряде маршрутов. Одно из последних решений на эту тему – введение коэффициента в размере 0,75 на внутренние перевозки широкой фракции легких углеводородов в цистернах для сжиженных газов и в танк-контейнерах на полигоне, расположенном в границах Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог, а также на их порожний пробег цистерн на обратном пути. При отправках нефти с той же конечной станции во внутреннем сообщении был установлен понижающий коэффициент 0,979.

Лес ушел в рост

Положительную динамику продемонстрировали и другие номенклатуры.

В частности, погрузка лесных грузов за 10 месяцев 2018 года увеличилась на 4,6%. Октябрь несколько ускорил динамику погрузки по сравнению с сентябрем. Для сравнения, за 9 месяцев текущего года тот же показатель вырос на 4%. Таким образом, разница по итогам января – октября составила +0,6 п. п.

По данным представителя лесоперерабатывающей компании, увеличились внутренние перевозки круглого леса и соответственно изделий из него. Погрузка в экспортном направлении выросла незначительно, в основном в направлении Китая. Нарастили ввоз российского леса Казахстан и Япония. А вот Финляндия в последнее время стала сокращать импорт из РФ.

Положительная динамика погрузки связана с ростом заготовок леса и производства пиломатериалов хвойных пород, фанеры и обработки древесины. Ожидается, что в до конца года погрузка будет медленно расти. Это связано с повышенным спросом на лесопродукцию на внутреннем рынке.


В середине осени не все номенклатуры порадовали динамикой погрузки. Ряд видов грузов, ранее игравших роль драйверов погрузки, начал тормозить. А некоторые номенклатуры сеть РЖД продолжила терять как прежде.

Металлы сбавили обороты

Сводный итог по перевозкам черных металлов выглядит неплохо.

По итогам 10 месяцев 2018 года погрузка превысила 65 млн т (+8,8%). И по итогам этого улучшили свои показатели по производству металлургической продукции практически все основные игроки. Это связано с существенным ростом производства по всем основным видам продукции, отметил генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев.

Основной прирост ранее обеспечили внутренние перевозки: он составил 15% (60% от общего объема перевозок). В экспортном направлении объем перевозок увеличился на 12%. Как отметила начальник отдела оперативного маркетинга департамента логистики и планирования АО «ПГК» Екатерина Агапова, значительная часть экспортной погрузки пришлась на две страны – Турцию и Италию.

Однако осень начала портить достигнутые результаты.

В сентябре в погрузке металлов был достигнут довольно слабый прирост, а в октябре погрузка и вовсе ушла в отрицательную динамику: спад зафиксирован на уровне 0,6%. Это, правда, совсем немного. И меньше, чем мог быть провал, который спрогнозировали некоторые металлотрейдеры. И тем не менее прозвучал тревожный сигнал.

Звонок указывает на последствия ухудшения на железнодорожную погрузку экспортной конъюнктуры на мировом рынке стали. Это можно назвать своего рода отголоском американо-китайской торговой войны.

«В Китае дешевеет листовой прокат, а местные металлургические компании становятся более уступчивыми в экспортных операциях. США, ЕС, Турция, Индия и другие страны отгораживаются от внешних поставщиков пошлинами и квотами. Такие страны как Алжир, Вьетнам, Египет, ОАЭ, Иран и Индонезия проводят активную политику импортозамещения и сами выступают в роли экспортеров стальной продукции, поэтому для российских компаний все более важным становится внутренний рынок», – отметила Е. Агапова.

Зерно истощило экспортный потенциал

Осенью 2018 года было отмечено снижение погрузки зерновых. На начало октября обнаружилось, что урожая в целом было собрано 100,4 млн т зерновых, что 19,2% меньше, чем за аналогичный период 2017-го.

Впрочем, уже в сентябре текущего года стало понятным, что экспортный ресурс российских аграриев небезграничен. Кроме того, на объемах погрузки зерновых грузов на сети, как отметили в ОАО «РЖД», в сентябре – октябре текущего года негативно отразилось снижение экспортных цен на пшеницу – до $218 за 1 т (-6% к аналогичному периоду 2017 г.).

К этому необходимо добавить сужение коридора предоставления понижающего коэффициента к к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на зерно при его вывозе из дальних регионов в сторону морских портов РФ. Однако темпы роста объемов погрузки зерна, заданные в январе – августе, позволяют рассчитывать на положительный результат по этой грузовой номенклатуре по итогам года в целом.

Погрузка зерна в сентябре 2018 года ушла в минус на 4,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а в октябре – почти на 10%.

Стройгрузы по-прежнему тормозят

Среди тех номенклатур, которые обернулись снижением погрузки, вновь оказались строительные грузы и цемент. По итогам за 10 месяцев погрузка песка и щебня упала до 106 млн т (-6,6%), а цемента – до 22 млн т (-6,7%).

С одной стороны, для этого имеются объективные факторы: девелоперы демонстрируют не лучшие результаты из-за снижения платежеспособного спроса на жилье и объекты коммерческой недвижимости. Однако в целом падение рынка не выходит за пределы 2%, что просто несопоставимо с отрицательной динамикой железнодорожной погрузки.

Кроме того, в ряде регионов отмечен рост объемов строительства автодорог. Объяснение этому имеется только одно: стройгрузы и цемент уходят на другие виды транспорта. Прежде всего – на автомобильный.

В частности, в 2018 году на долю предприятий «Евроцемент групп» пришлось около 33% всего отгруженного по железным дорогам цемента. Это значительно меньше, чем в прошлом году, когда доля заводов группы составляла 37%, и меньше, чем в позапрошлом году (38% соответственно).

Таким образом, доля железнодорожного транспорта в структуре погрузки цементного холдинга неуклонно снижается в течение 3 лет подряд. Причем динамика переключения погрузки на автомобильный транспорт за этот период только усилилась. Это происходит по мере роста фасовочных мощностей заводов и увеличения отгрузки в мешках.

Что касается других производителей цемента, то на рост железнодорожной погрузки на 30–52% продемонстрировали всего четыре завода, в диапазоне 8–19% этот показатель увеличился еще на шести заводах, но в основной массе предприятий за 10 месяцев 2018 года отмечен ее спад. Причем у десяти заводов он колебался в диапазоне от -19 до -67,5%.

Далеко не все предприятия испытывают сложности со сбытом. Основная причина – сложности с подачей вагонов под погрузку и рост цен на железнодорожные перевозки. Это касается и производителей щебня.

В частности, карьеры испытывают проблемы с тем, что не могут поднимать свои прейскуранты при отправке партий под строительство по госконтрактам: у дорожных строителей ставки зафиксированы на начало года, и они могут скорректировать их только на будущий сезон. Однако деньги на закупки щебенки при этом они получают из бюджета только весной. Автоперевозчики находят способы приспособиться к существующим реалиям рынка – в отличие от железных дорог.

Исключением из общего правила стала погрузка балласта для железных дорог. На протяжении всего текущего года этот показатель рос. За 10 месяцев 2018 года – на 17%. Связано это с масштабной программой развития Восточного полигона Транссиба и БАМа.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex