Россия – Китай: новый виток логистики

25 Сентября

В прошлом году объем торгового оборота между Россией и Китаем достиг $84,07 млрд, а в этом, как ожидается, он превысит $100 млрд. 1 марта 2018 года президент РФ Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором среди прочего подчеркнул, что объем контейнерных перевозок по сети РЖД должен увеличиться в 4 раза, а в будущем Россия должна стать одним из мировых лидеров по транзиту контейнеров между Европой и Азией.

Россия – Китай: новый виток логистики

Китай – Россия: тенденции развития торговли

По мере углубления интеграции российской стратегии ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь» торговля между двумя странами с каждым днем демонстрирует позитивные тенденции и характеризуется следующими особенностями развития: быстрым ростом объемов товарооборота и улучшением качества самой торговли (с низкого до нормативного уровня); совершенствованием взаимодействия от простого сотрудничества между частными продавцами до сотрудничества между государственными предприятиями; переориентацией российского экспорта с преимущественно ресурсного (сырьевого) на диверсифицированный; движением в направлении двустороннего баланса между Россией и Китаем в вопросах торговли и логистики.   


Транзитный канал между Европой и Азией 

С учетом благоприятных перспектив развития внешней торговли КНР активно запускает и развивает международные контейнерные поезда по коридору Китай – Россия – Европа из различных частей страны в целях обеспечения эффективной логистической компоненты для евразийского континентального товарооборота. С 2011 по конец августа 2018 года количество контейнерных поездов на маршруте Китай – Европа достигло 10 тыс. 

Причем особенно бурный рост кон­тейнеропотока наблюдается в последние 2 года – и транзитный канал железно­дорожных контейнерных перевозок, проходящий через весь Евразийский континент, заработал в полную силу. 

В настоящее время участники этого масштабного проекта неустанно работают над улучшением качества обслуживания, что, в свою очередь, позволяет переключать грузопоток с традиционных морских путей на сухопутные маршруты. Все это делается для того, чтобы обеспечить еще большую привлекательность железнодорожных контейнерных перевозок между Китаем, Россией и Европой, а также активное развитие торговли между РФ, КНР и другими вовлеченными странами. 

ОАО «РЖД» – важнейшее звено

Порт Инкоу работает над формированием транспортно-логистической артерии для грузопотока, идущего из Китая в Россию и государства Европы, в тесном сотрудничестве с ОАО «РЖД». Под управлением крупнейшей компании транспортной отрасли России находится более 86 тыс. км железнодорожных магистралей, проходящих через 11 часовых поясов, а также сотни километров подъездных путей промышленных предприятий. Транссибирская магистраль протяженностью 9288 км играет важнейшую и незаменимую роль глобального логис­тического канала между Китаем, Россией и Европой.

Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, компания «РЖД» намерена активно развивать систему международной логистики на прилегающих к Европе и Азии территориях, повышать уровень интегрированных логистических услуг и расширять операционную деятельность в Евразийском регионе.

Стратегия TEU порта Инкоу 

С помощью плотной сети морских линий контейнерных перевозок порт Инкоу проложил мост над морем между югом и севером Китая. Он также является ближайшим портом, соединяющим КНР с российской Транссибирской магистралью. Опираясь на преимущества своего территориального расположения, порт Инкоу реализовывает стратегию TEU, активно развивает контейнерные перевозки в Россию и государства Европы. Среди количества контейнеров, экспортируемых по восточной ветке проекта «Один пояс – один путь» (через ст. Забайкальск), порт Инкоу (чья доля превышает половину в общем объеме контейнеропотока) уже в течение многих лет занимает первое место. 

Современный порт Инкоу включает в себя пять портовых зон: Инкоу в Бохайском заливе, Баюйцюань, остров Сяньжэнь, Паньцзинь и Суйчжун. Это важнейший узловой порт Северо-Восточного Китая, Шеньянской экономической зоны и экономической зоны вокруг Бохайского залива. В 2017 году пропускная способность порта составила 362 млн т, объем контейнерных перевозок – 6,277 млн TEU, а объем мульти­модальных контейнерных перевозок (морем и железной дорогой) – 700 тыс. TEU. 

Совместный проект

ОАО «РЖД» и группа компаний с ограниченной ответственностью «Инкоу порт», руководствуясь схожими стратегиями международного развития, реализуют в Москве совместный проект терминально-логистического центра «Белый Раст». Этот проект позволит сторонам объединить свои маркетинговые, управленческие, технологические и информационные преимущества и предложить клиентам высококачественные услуги железнодорожных контейнерных грузоперевозок. 

Общая площадь ТЛЦ «Белый Раст» составляет 1,79 млн кв. м. Планируется строительство шести железнодорожных фронтов длиной по 1050 м, 17 складов общего назначения, объектов вспомогательной инфраструктуры и т. д. Терминал «Белый Раст» станет крупнейшим многофункциональным международным логистическим центром в России, предлагающим услуги консолидации и транзита, хранения, сбора и распределения, таможенной очистки и таможенного хранения в режиме одного окна.

Терминально-логистический центр будет построен в три очереди. В конце 2018 года в рамках первой очереди планируется ввести в эксплуатацию три железнодорожных фронта, часть складов и других объектов терминала. В 2022-м строительство центра будет полностью завершено, а ежегодная эксплуатационная мощность составит 725 тыс. TEU.

Расположение ТЛЦ в Москве как экономическом центре России перекликается с расположением самого порта Инкоу – узлового порта, обеспечивающего морские грузоперевозки между севером и югом Китая. Инкоу и Москва соединены железной дорогой, а значит, «Белый Раст» станет тем пунктом, в котором, с одной стороны, сходятся пути со всей России и Европы, а с другой – пересекаются пути из Китая и Северо-Восточной Азии. Таким образом, наличие развитой инфраструктуры будет залогом для предоставления качественного и стабильного сервиса контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа, а также стимулирования развития торговли между Поднебесной и Россией.  

Ключевые преимущества 

Терминально-логистический центр «Белый Раст» имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, благодаря его территориальному расположению он является ключевым узлом в железнодорожном коридоре, связывающем Европу и Азию. Он примыкает к Москве и Московской области – регионам с высокой плотностью населения и развитой экономикой. В непосредственной близости от него находится железнодорожная сортировочная станция, федеральная трасса А107 и Московская кольцевая дорога, а также разветвленная сеть железнодорожного сообщения.

С точки зрения политических преимуществ проекта можно отметить соответствие планам корректировки транспортной схемы Москвы, модернизации и трансформации грузовых дворов ОАО «РЖД». Более того, поскольку ТЛЦ является совместным строительным проектом крупнейших государственных предприятий России и Китая, он пользуется преимущественной политической поддержкой и на самом высоком государственном уровне.

К функциональным преимуществам проекта относятся: железнодорожные фронты длиной 1050 м, позволяющие обрабатывать полносоставные поезда; комбинирование железнодорожного фронта с контрейлерным для реализации погрузки-разгрузки; наличие постов таможни, фитосанитарного и ветеринарного контроля, обеспечивающих удобство и высокую эффективность работы; высокие стандарты строительства, инновационные технологии, обслуживание в режиме одного окна; современные средства информатизации, полноценное взаимодействие с ОАО «РЖД», портом Инкоу, другими участниками рынка как за рубежом, так и внутри страны; склады для хранения грузов со стандартными, а также особыми температурными режимами, склады временного хранения. 

Вектор развития ТЛЦ «Белый Раст» 

Значимость ТЛЦ «Белый Раст» можно рассматривать на нескольких уровнях. Так, на государственном уровне это знаковый проект сопряжения стратегий развития России и Китая. На уровне сотрудничества двух партнеров – базовый проект для дальнейшего расширения партнерского взаимодействия между ОАО «РЖД» и ГКОО «Инкоу порт». С международной точки зрения проект может стать важнейшей промежуточной российской базой хранения и доставки товаров трансграничной интернет-торговли, сухим портом в Москве для крупнейших международных судоходных компаний, центральным объектом по модели «сухой порт + международный промышленный кластер» для привлечения инвестиций и стимулирования местной экономики Московской области. И, наконец, этот проект, в котором участвует китайский капитал, – узловой пункт на китайско-российском (европейском) пути мультимодальных контейнерных перевозок, китайско-российская (европейская) логистическая и торговая платформа, окно в Москву для различных зон свободной торговли.

Тестовая платформа для сопряжения политических курсов 

Отметим, что в области торговли между Россией и Китаем все еще существует ряд проблем, которые необходимо решить путем тесного взаимодействия политических курсов обеих стран. В частности, имеются различия в законодательной базе, поэтому нужно провести сопряжение официальных позиций с целью их адаптации среди населения. В отношении рыночных условий сторонам необходимо глубже изучить друг друга, использовать свои преимущества и компенсировать недостатки. Логистические каналы должны стать более стабильными и оперативными, а взаиморасчеты – более надежными и основанными на взаимодоверии. Также нужно продолжить оптимизацию механизмов обмена информацией в области логистики и торговли, повысить уровень стандартизации таможенного оформления, увеличить его эффективность. Иными словами, максимально полно использовать преимущества обеих сторон и проводить конструктивную политику.

ОАО «РЖД» и ГКОО «Инкоу порт» обладают всеми возможностями для согласования юридических норм на всех уровнях. Одновременно с формированием стабильных высококачественных услуг железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа, логистическо-торговых услуг ТЛЦ «Белый Раст» в том числе активно содействует сопряжению законодательных норм обеих стран, ускорению таможенного оформления, способствует упрощению взаиморасчетов, обмену и совместному использованию информации, тем самым не только стимулируя развитие торговли и логистики Китая и России, но и выводя ее на новый качественный уровень.  

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex