Обзор грузовых железнодорожных перевозок в ноябре 2017 года

13 Декабря 2017

Погрузка на сети ОАО «РЖД» в ноябре 2017 года составила 105,7 млн т, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот за ноябрь 2017-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7% и составил 210,6 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 5,3% и составил 268,9 млрд т-км.

Уголь меняет направления роста

По оценкам ИПЕМ, погрузка на сети ОАО «РЖД» по итогам 2017 года составит 1 263,9 млн т, что на 3,4% выше, чем итоговый показатель 2016-го. В 2018 году в зависимости от изменения стоимости услуг железнодорожного транспорта, наличия грузовых вагонов и рыночной конъюнктуры ИПЕМ ожидает сохранения роста погрузки в коридоре 0,8–1,7% по отношению к текущему году. По итогам года она может составить 1274–1285 млн т. Главный драйвер роста погрузки в 2017 году – экспорт угля. При этом экспортные отправки впервые в истории страны превысили внутренний спрос. В ноябре на сети ОАО «РЖД» было перевезено 31,7 млн т каменного угля – это немногим больше к показателям октября, когда было перевезено 31 млн т. Всего за 11 месяцев 2017-го железными дорогами было погружено без малого 326 млн т каменного угля, что на 9% выше, чем к январю – ноябрю 2016-го. 

При этом, как отмечают в ИПЕМ, темп роста погрузки угля по итогам 11 месяцев замедлился до 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, что на 0,6 пп. меньше, чем темп роста погрузки по итогам периода январь – октябрь. Это наименьшее значение роста погрузки угля за весь год, отмечаемое ОАО «РЖД». При этом наблюдается перераспределение направлений роста погрузки угля: за период январь – октябрь погрузка во внутреннем сообщении увеличилась на 3% (на 2,6 пп. больше, чем за январь – сентябрь), на экспорт – на 18,1% (-0,1 пп.). Замедление может быть связано с усилением конкуренции российским экспортным поставкам со стороны Колумбии, считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник. 

В целом, по оценкам эксперта АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, в 2017 году объемы погрузки угля превысят 354 млн т, что является рекордным показателем для России: «Российские угольщики продолжат вводить новые мощности и увеличивать добычу на существующих шахтах. В 2018 году на угольную отрасль планируется направить на 1 млрд руб. больше, а всего общий объем инвестиций достигнет 64 млрд руб. В 2017 году суммарный ввод новых добывающих мощностей составил около 18 млн т, а в 2018 году может превысить 30 млн т. Планируется ввести в эксплуатацию участки «Убинский» в Гурьевском районе и «Гусинский-Южный» в Кемеровском районе, что позволит дополнительно нарастить добычу на 3 млн т. Кроме того, в следующем году начнется строительство трех обогатительных фабрик – Увальной и Талдинской-энергетической в Новокузнецком районе, а также Талдинской» в Прокопьевском районе». 

Как отмечает главный аналитик ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова, в долгосрочной перспективе Россия обладает огромным экспортным потенциалом, что на фоне поддержки угольной электрогенерации внутри страны позволяет прогнозировать уверенный рост перевозок угля железнодорожным транспортом». Напомним, что в середине ноября было одобрено предложение Минэнерго запустить 10-летнюю программу инвестиций в модернизацию старых ТЭС. По мнению Л. Коробейниковой, это поддержит внутренний спрос на уголь, но приведет к перераспределению логистических потоков угля по мере вывода модернизируемых мощностей. Общий размер затрат на реновацию 40 ГВт за 10 лет в министерстве оценивают не менее чем в 1 трлн руб. «Спрос в мире и Китае на уголь фундаментально замедляется, но закрытие старых и неэффективных шахт, а также рост спроса со стороны развивающихся стран АТР положительно скажется на экспорте из России», – считает эксперт АО «Газпромбанк». В уходящем году на долю портов РФ пришлось практически 1/3 всей выгрузки этой номенклатуры грузов. Больше других стран поставки из России нарастили Польша, Япония, Румыния и Украина.

Дизель уходит в трубу

Аналитики отрасли констатируют уход нефти с железной дороги и перехода этой категории высокодоходных грузов на трубопроводный транспорт. На очереди могут оказаться мазут и дизель. Однако объемы погрузки светлых нефтепродуктов могут нивелировать снижение даже с учетом частичного перехода на трубопроводный транспорт при условии восстановления внутреннего спроса и роста экспорта. 
В ноябре на сети РЖД было перевезено 19,8 млн т нефти и нефтепродуктов. Это на 3% выше, чем в октябре 2017 года, когда было перевезено 19,2 млн т. Некоторое оживление в данном сегменте, наблюдаемое под конец года и поддержанное ростом цен на глобальных рынках, повлияло на замедление тенденции снижения объемов перевозок. Итоги уходящего года могут стабилизироваться на уровне показателей 2016-го. Так, за январь – ноябрь 2017-го погрузка нефти и нефтепродуктов составила 214,2 млн т. Это на 0,1% меньше, чем за этот же период 2016-го. При этом внутренние перевозки выросли к предыдущему году на 5%, тогда как экспорт снизился на 8% преимущественно за счет падения поставок в порты Нидерландов для дальнейшего транзита.

В перспективе переход нефтяных грузов на трубопроводный транспорт обещает только нарастать. По оценкам экспертов, к 2021 году снижение объемов выпуска мазута сократит грузовую базу железнодорожного транспорта на 25–30 млн т, а доля транспортируемых светлых нефтепродуктов трубопроводным транспортом увеличится с 25 до 35–40% от производства и достигнет 50–55 млн т. Знаковым событием уходящего года стал запуск в декабре 2017 года ПАО «Транснефть» в тестовом режиме поставки в порт Новороссийск от Волгоградского НПЗ. С начала декабря 2017 года в рамках комплексного опробования началась транспортировка дизельного топлива от Волгоградского НПЗ в порт Новороссийск. Как поясняют в компании, запуск проекта «Юг» даст не только возможность нефтяным компаниям оптимизировать логистические расходы за счет использования трубопроводного транспорта, но и разгрузит Северо-Кавказскую железную дорогу для пассажирских перевозок. 

Напомним, что реализация инвестиционного проекта «Юг» предусмотрена долгосрочной программой развития ПАО «Транснефть» на период до 2020 года и обеспечит транспортировку дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке Самара – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск с поставкой в порт Новороссийск на экспорт. Ключевая особенность проекта – дополнительная возможность приема дизельного топлива из вагоноцистерн на железнодорожной станции Тингута в Волгоградской области, что позволит перекачивать по трубопроводу нефтепродукты от заводов, которые напрямую не подключены к системе магистральных нефтепродуктопроводов. Прием дизельного топлива из вагоноцистерн запланирован на головной перекачивающей станции Тингута, где в следующем году будет введена в эксплуатацию железнодорожная сливная эстакада и резервуарный парк емкостью 80 тыс. куб. м. После запуска эстакады «Транснефть» сможет дополнительно принимать по железной дороге дизельное топливо с тех заводов, которые не подключены к ее системе. То есть «Юг» дает возможность реализации комбинированной схемы: 4 млн т принимать в трубу с Волгоградского НПЗ и еще 2 млн т по железной дороге с последующим транспортом по трубе. После этого планируется увеличение мощности станций под больший объем перекачки. В то же время, согласно ранее озвученным прогнозам экспертов, ввод нефтепродуктопровода «Юг» на полную мощность может высвободить порядка 8 тыс. цистерн, которые составляют более 4/5 парка вагонов-цистерн на сети железных дорог. Сегодня ПАО «Транснефть» и ОАО «РЖД» являются основными компаниями и конкурентами по транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на внутренний рынок России с нефтеперерабатывающих заводов. 

В транспортировке нефтепродуктов на внешние рынки между трубопроводным и железнодорожным транспортом, по данным ИПЕМ, наблюдается активная конкуренция (доля АО «Транснефтепродукт» – 45%, доля железнодорожного транспорта – 47%), в то же время на внутреннем рынке железная дорога на данный момент занимает значительную долю (72% против 12% у АО «Транснефтепродукт»). После ввода в эксплуатацию всех этапов нефтепродуктовода «Юг» подобная конкуренция способна только усилиться, вследствие чего сеть ОАО РЖД могут потерять более 8 млн т нефтепродуктов с пропорциональным ростом невостребованности парка. 
Всего при реализации намеченных в РФ проектов строительства трубопроводов с железнодорожного транспорта ожидается переключение более 20 млн т нефтяных грузов, причем этот процесс коснется не только части существующей, но и перспективной грузовой базы. Например, на начало года только со станции Татьянка (Волгоград) отгружалось 2,6 млн т нефтепродуктов, для которых привлекалось более 2,2 тыс. вагонов. И все же, даже учитывая тенденции перевозок нефти и нефтепродуктов в среднесрочной перспективе и возможное сокращение объемов перевозок дизельного топлива после введения в строй нефтепродуктопроводов «Транснефти» «Север» и «Юг», ситуация не столь критична, полагают эксперты. Как отметил председатель правления ООО «ИСР Транс» Рахман Халилов, перед нефтяными компаниями поставлена задача к 2020 году увеличить глубину переработки нефти до 90%, что приведет к расширению ассортимента нефтепродуктов высокого качества и увеличению объемов их производства. «Сохранение исходных характеристик нефтепродуктов возможно только при перевозках в цистернах, без смешения в трубопроводе», – подчеркивает он. Таким образом, железная дорога сможет вернуть часть грузов и в среднесрочной перспективе баланс сохранится. 

В конце октября ОАО «РЖД» заявило о намерении создать условия для привлечения нефтяных грузов на железную дорогу. В первую очередь речь идет о точечной совместной работе с нефтяными компаниями. В одних случаях предлагается перевозить высокосернистую нефть в цистернах, чтобы не ухудшать качество в трубе, а в других, наоборот, перевозить по железной дороге высококачественные нефтепродукты. По словам представителя компании, в итоге при оценочном оттоке этих грузов с железной дороги примерно в 8 млн т в 2018 году удастся дополнительно привлечь 5,5 млн т.

Черные металлы остаются зимовать

Погрузка черных металлов в ноябре 2017 года составила 6,1 млн т. Всего за 11 месяцев 2017-го было перевезено 65,8 млн т черных металлов – это на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Одним из наиболее напряженных для этой номенклатуры оказался октябрь, когда перевозки росли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Экспорт увеличился в Тайвань (в 1,5 раза), США (+80%) и Турцию (+30%). Погрузка черных металлов в этом месяце достигла 6,2 млн т, что почти на 7% больше октября прошлого года. Как отмечает Л. Коробейникова, рост в данном сегменте происходит прежде всего за счет внутреннего потребления. По данным за период января – августа погрузка черных металлов во внутреннем сообщении увеличилась на 13,9%, а в экспортном – сократилась на 6,5%. Так, растут перевозки путевой решетки (вдвое к уровню прошлого года), листовой стали, проката черных металлов и слябов. По предварительным данным в ассоциации «Русская сталь» рост внутреннего спроса в 2017 году оценивают на уровне 5,5%. Его обеспечивают увеличение потребления в машиностроительном секторе на 14%, автопроме – на 9%, строительной индустрии – на 4%. Причиной оживления стало снижение стоимости кредитных ресурсов и импортных комплектующих, что повлияло на инвестиционную активность в этих сегментах. 

Во внутрироссийских перевозках поступления стального проката, труб, чугуна и полуфабрикатов по сети РЖД осуществлялись в адрес таких крупнейших отечественных автомобильных холдингов, как «АвтоВАЗ», «КамАЗ», ГАЗ, «Соллерс», ОАТ и пр., включая предприятия по производству автокомпонентов. Помимо активизации отечественного вагоностроения и автомобилестроения, представители крупнейших металлургических компаний, таких как «Северсталь», ММК, НЛМК, называют целый ряд факторов, повлиявших на рост внутреннего потребления. Среди них – увеличение спроса на слябы со стороны трубных компаний, затянувшийся строительный сезон из-за неблагоприятной погоды и коррекция экспортных цен. Рост перевозок черных металлов железнодорожным транспортом происходил на фоне масштабных ремонтных работ, производимых самой компанией, а также за счет реализации ряда крупнейших инфраструктурных проектов, что сказалось на уровне потребления продукции отечественных металлургов. В отраслевом аспекте по доле выпуска лидирующие позиции занимает Выксунский металлургический завод, осуществляющий поставки в Финляндию для строительства морского газопровода «Северный поток-2».

На внешних направлениях экспортный потенциал не удалось реализовать из-за закрытости большинства рынков для российской продукции и высокой степени риска введения ограничительных мер на оставшихся, считает главный аналитик ПАО «НПК ОВК». В целом на протяжении года погрузка черных металлов вела себя достаточно нервно. Если по итогам I полугодия наблюдался весьма незначительный спад (-0,4%), то важным итогом III квартала 2017-го стало возвращение положительной динамики. За 9 месяцев погрузка черных металлов выросла на 1,2%, что, конечно, далеко не предел. 

По мнению А. Слободяника, основными факторами, сдерживающими рост экспорта черных металлов, служат антидемпинговые таможенные пошлины в отношении российских производителей. В январе 2017 года Турция ввела дополнительные пошлины в размере 30% в отношении импорта стальных труб. В мае 2017-го Мексика продлила на 5 лет действие антидемпинговых пошлин на поставки листового горячекатаного проката из России в размере 29,3%. Что же касается поставок в страны ЕС чугуна, существенное влияние оказывает здесь то, что на западных рынках он продолжает дешеветь. По данным информационного сервиса «Промышленные грузы», во второй половине сентября на европейском направлении сбыта чугун из России и Украины котировался по $370–380 за тонну FOB порты Черного моря (месяцем ранее котировки доходили до $400 за тонну). В сентябре из России было экспортировано 445 тыс. т чугуна, что на 1% меньше, чем в августе (449 тыс. т). Предложения российского материала с низким содержанием марганца происходили в основном за счет восстановления загрузки доменного оборудования на комбинате «Тулачермет». Напомним, в июле – августе на этом предприятии проводились ремонтные работы, вследствие чего производственные показатели были снижены. 

На рынке железной руды усилится конкуренция

Падение экспорта также наблюдается при перевозках руды, но происходит оно не за счет внешних факторов, а вследствие увеличения внутреннего спроса. Всего за 11 месяцев 2017 года было перевезено 100,7 млн т железной и марганцевой руды, что лишь на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как рассказал К. Никода, рынок железной руды России ожидает дальнейшее усиление конкуренции на экспортном направлении, а также прогнозируемое ранее снижение цен. При этом импорт ЖРС в Китай, который потребляет сегодня до 61% мирового железорудного сырья, вырастет по итогам 2017 года на 6% при аналогичном росте выплавки стали. Как напомнил эксперт, в 2016 году выплавка стали в этой стране прибавила немногим более 1% на фоне закрытия мощностей. Такая политика восточного соседа в металлургии коррелирует с планами, реализуемыми и в энергетическом секторе КНР, связанными со снижением потребления угля. Этот фактор обозначил устойчивую тенденцию к удешевлению ЖРС на спотовом рынке. Дальнейшая нисходящая динамика связана с опасениями по поводу ухудшения спроса как на ЖРС, так и на сталь в зимний сезон, поскольку китайские власти анонсировали многочисленные меры по очищению воздуха в данный период и приостановку крупных строительных проектов в Пекине (с 15 ноября 2017 г. по 15 марта 2018 г., как раз в то время, когда объемы выплавки стали в северном регионе Китая упадут наполовину). Данное распоряжение распространяется на дорожные проекты, дренажные работы и программы по сносу жилых зданий. В целом ожидания на глобальных площадках связаны с тем, что в 2018 году объемы добычи железорудного сырья увеличатся на 3,5%, при этом основной прирост начался с октября 2017-го и продолжится по июнь 2018-го включительно.
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex