Погрузка в сентябре 2017: экспортный «бум» по зерну и лесным грузам

3 Октября

По данным ОАО «РЖД», погрузка за 3 квартала 2017 года составила 937,3 млн т, что на 2,8% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Темпы роста погрузки замедляются: так, по итогам 1-го квартала рост погрузки составлял 3,8%, по итогам полугодия – 3,6%. В то же время рекордный урожай зерна и его востребованность за рубежом потребовали дополнительных регуляторных решений для обеспечения стабильности вывоза зерна на экспорт.

Погрузка зерна является лидером по динамике роста на протяжении всего года. При этом в 3-м квартале объем погрузки также существенно вырос: по итогам 9 месяцев 2017 года рост погрузки зерна составил 12,3%, что на 2,4 п.п. выше, чем аналогичный показатель за первое полугодие. Ключевым фактором такого роста является рекордный урожай ввиду большого количества осадков и спрос на российскую продукцию за рубежом. Так, если на внутренним сообщении погрузка зерна за 8 месяцев снизилась относительно аналогичного периода прошлого года на 7%, то на экспорт выросла уже почти в полтора раза – на 41,7%.

Активному росту экспорта способствует ослабление рубля в последние месяцы, а также рост мировых цен: так, засуха, установившаяся в ведущих производящих регионах США и Канады, привела к увеличению цен на американскую пшеницу и в следствие на пшеницу во всем мире. Так, Статистическая служба Канады опубликовало отчет за август с довольно пессимистическими прогнозами производства основных зерновых культур: всей пшеницы будет произведено на 19,5% меньше, чем в прошлом году, ячменя будет произведено на 17,9% меньше. В Министерстве сельского хозяйства США (USDA) ожидают, что экспорт австралийской пшеницы в этом сезоне из-за неблагоприятных погодных условий снизится примерно на 20%.

В то же время уровень биржевых цен на российскую экспортную пшеницу снизился к сентябрю по сравнению с концом 2016 года на 7,7%. При этом снижение цен на российскую продукцию наблюдалось и в прошлом году на фоне рекордных урожаев в тех же США и Канаде, а также Франции, Австралии и др. Благоприятные условия для экспорта российского зерна создает и государство: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.16 №966 в период с 23.09.16 до 01.07.18 была обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу, а на период с 01.10.2017 до 30.06.2018 ОАО «РЖД»  ввело скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевозки зерна в собственном подвижном составе и контейнерах для производителей, удаленных от морских портов. Также в конце мая этого года было подписано заявление о снятии всех торговых ограничений между Турцией и Россией (ранее, в марте, Турцией были введены заградительные пошлины на наше зерно, которые составляют 130%).

Однако в связи с высоким урожаем возникает дефицит мощностей для хранения и транспортировки. Трейдеры ожидают, что в этом сезоне физически не смогут вывезти за рубеж все излишки. Объем экспорта пшеницы через Новороссийский порт в августе оказался на 65% больше чем за предыдущий месяц и больше, чем в августе прошлого года на 48%. Доля Египта составила 42%, далее с большим отрывом следуют Нигерия (6,5%) и Танзания (6,3%). Всего через НМТП пшеница была экспортирована в 21 страну Евросоюза, Ближнего Востока, Северной, Западной и Восточной Африки, Южной Азии, Северной и Южной Америки (12 стран в июле). Отгрузки ячменя НМТП по сравнению с июлем сократились на 21%. Крупнейшим получателем августа стала Саудовская Аравия (почти 82,4%). Остальной объем был поставлен в Катар и Ливию.

Важным итогом 3-го квартала 2017 года является возвращение положительной динамики в погрузке черных металлов: за 9 месяцев она выросла на 1,2%, в то время как по итогам полугодия наблюдался спад (-0,4%). В отличие от зерна, рост погрузки обеспечивается внутренним спросом: так, за период январь-август погрузка черных металлов во внутреннем сообщении увеличилась на 13,9%, а в экспортном - сократилась на 6,5%.

Основными факторами, сдерживающими рост экспорта черных металлов, служат антидемпинговые таможенные пошлины в отношении российских производителей. В январе 2017 года Турция ввела дополнительные пошлины в размере 30% в отношении импорта стальных труб. В мае 2017 года Мексика продлила на пять лет действие антидемпинговых пошлин на поставки листового горячекатаного проката из России в размере 29,3%.

В августе прямые поступления по сети РЖД стального проката, труб, чугуна и полуфабрикатов в адрес крупнейших отечественных автомобильных холдингов (АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, «Соллерс», ОАТ и пр.), включая предприятия по производству автокомпонентов, составили 77,6 тыс. Прямые поступления черного лома на основные российские металлургические комбинаты и трубные заводы составили 1,22 млн тонн. Это на 3,4% ниже уровня предыдущего месяца. По итоговым показателям 8 месяцев в отрасли со значительным отрывом лидирует Выксунский металлургический завод (АО «ВМЗ»): поставки на экспорт заводом составили в августе 291,4 тыс. тонн. Основным направлением поставок является Финляндия (строительство морского газопровода «Северный поток – 2»). Это на 2,6% выше объемов закупок предыдущего месяца.

Ослабление рубля, низкие мировые цены на российские пиломатериалы, а также их высокое качество продукции способствуют экспорту и, соответственно, росту погрузки лесных грузов. Однако по итогам 9 месяцев наблюдается небольшое замедление темпов роста погрузки: так, по сравнению с 1-м полугодием темп роста погрузки снизился на 0,5 п.п. до 3,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. За период январь-август погрузка лесных грузов во внутреннем сообщении сократилась на 3,6%, а на экспорт выросла на 4,3%.

Для лесопромышленного комплекса перспективы роста предопределены достаточно хорошим спросом на жильё из деревянных конструкций во многих странах мира, а также потребностями в бумажной продукции. Основным импортером на рынке российских пиломатериалов уже много лет выступает Китай, куда направляется более половины всех экспортных поставок. В последнее время Китай нарастил объем экспортируемой Россией продукции глубокой переработки древесины: фанеры (отправка увеличилась практически вдвое), плит ДСП (раннее не экспортировались). Китай учредил Союз лесохозяйственных предприятий, который будет заниматься деятельностью под эгидой Китайской ассоциации лесной промышленности и сосредоточится на урегулировании споров в сфере импорта-экспорта продукции ЛПК. Одной из приоритетных задач организации будет установление постоянных контактов и организация консультаций с российской стороной. Согласно достигнутой двусторонней договоренности, при Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров России будет создан филиал по сотрудничеству с китайскими партнерами. Союз займется разработкой региональных стандартов по китайско-российской торговле лесопродукцией и сокращением технологических барьеров в двусторонней торговле.

Также китайцы готовы возобновить работу ЦБК в Амурске, который прекратил свое существование в 90-х годах. В Кировской области побывала делегация японских бизнесменов, которые заинтересовались вятской древесиной. С учетом сейсмической опасности в их стране, японским производителям необходим очень качественный материал. В Кировской области есть древесина, которая отвечает всем параметрам, необходимым при данном производстве. Предполагается, что инвестиции из Финляндии будут привлечены в модернизацию целлюлозно-бумажного и деревообрабатывающего комплексов Алтайского края.

Александр Слободяник,

руководитель отдела исследований грузовых перевозок

Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)

 

Об организации:

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – независимый научно-исследовательский центр, основанный в 2005 году. Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. 

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.ipem.ru
Поиск по сайтуЯndex