Грузинские транспортные коридоры

14 Апреля 2014

Президент ОАО "Грузинская железная дорога" Мамука Бактадзе рассказывает о проектах, улучшающих эффективность и пропускную способность всей системы железнодорожных перевозок в Грузии.

В результате быстрой глобализации международной торговли и обострения экологических проблем эффективное расширение и унификация железнодорожной сети становится чрезвычайно важной задачей. Реальный вызов для компании, которая является частью Центрально-Азиатского и Черноморского коридора, где также работает несколько наших партнеров, заключается не только в технических и технологических проблемах, но и в адекватном понимании геополитических и экономических интересов стран региона. Именно поэтому нельзя недооценить значимость организаций, обеспечивающих координацию стратегии и практической деятельности железнодорожных компаний.

Грузия, расположенная на перекрестке Европы и Азии, обеспечивает грузоперевозки таких стран, как Армения, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Афганистан. Поэтому ее главными целями являются обеспечение скоординированной деятельности всех сегментов транспортной отрасли, строительство и модернизация транспортной инфраструктуры в соответствии с общепринятыми стандартами, а также эффективная гармонизация местного законодательства в соответствии с международным правом.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в развитии экономики независимой Грузии и является интегральной частью транспортного коридора Европа—Кавказ—Азия.

ОАО "Грузинская железная дорога" (ГЖД) вместе с казахскими и азербайджанскими партнерами, также участниками Центрально-Азиатского и Черноморского коридора, недавно основала Тарифный комитет. Цель данной организации — согласование тарифной политики участников для предоставления потребителям фиксированной ставки по всему коридору.

На Третьей панъевропейской транспортной конференции Грузия была признана приоритетным коридором для Евразии и включена в Панъевропейскую транспортную зону (PETA).

В настоящее время ГЖД принимает участие во многих крупномасштабных проектах, после завершения которых увеличится эффективность и пропускная способность всей системы железнодорожных перевозок в Грузии. Кроме того, будет увеличен потенциал ГЖД за счет присоединения к турецкой железнодорожной сети. Реализация этих проектов позволит увеличить интермодальные и пассажирские перевозки, повысить эффективность TRACECA и стимулировать реализацию современного варианта Великого шелкового пути.

Железнодорожная линия Баку—Тбилиси—Карс (BTK) по важности является проектом глобального уровня, который будет способствовать евразийской интеграции. После ввода главной железнодорожной линии в эксплуатацию Китай, Казахстан, Индия, Центральная Азия, а также страны Южного Кавказа станут существенно ближе к Европе.

Инициаторами проекта BTK являются Азербайджан, Турция и Грузия. Для строительства грузинского участка ВТК Азербайджан выделил кредитную линию в размере $775 млн.

Проект имеет огромное геополитическое, экономическое и социальное значение. В первую очередь это гарантия развития международных отношений в этом регионе. Кроме того, он существенно улучшит внешнеполитический имидж Грузии. Значение проекта увеличилось благодаря постройке тоннеля "Мармарай" под Босфором, обеспечивающего железнодорожную связь между Европой и Турцией.

Проект будет способствовать развитию всего Кавказского региона, упрощая экспортно-импортные связи и устанавливая прямые отношения с другими регионами, привлекая инвестиции в Грузию и содействуя местным грузинским компаниям в продвижении их продукции на внешние рынки.

Ожидаемая дата завершения проекта — январь 2015 года. После введения в эксплуатацию железнодорожной линии BTK будет создан самый короткий транспортный маршрут между Азией и Европой.
В начале 2010 года с целью разработки полномасштабного технико-экономического обоснования для реализации проекта модернизации ГЖД были привлечены ведущие европейские компании. В сентябре 2010-го на основании результатов проведенных исследований в рамках технико-экономического обоснования началась реализация этого модернизационного проекта. Его основные цели включают оптимизацию грузовых и пассажирских перевозок, сокращение эксплуатационных расходов, повышение безопасности и т. д.

Предполагаемые капитальные расходы на реализацию проекта составляют 389,7 млн швейцарских франков (692,9 млн грузинских лари). В первую очередь он сфокусирован на главной магистрали — от Тбилиси до Черного моря, прежде всего до терминалов Поти и Батуми. В рамках проекта компания намеревается модернизировать инфраструктуру железнодорожной линии и электроснабжения между Тбилиси и Батуми (315 км), включая 40-километровую высокогорную зону Центральной Грузии, с целью повышения скорости пассажирских поездов до 80 км/ч на горном участке и 120 км/ч на остальной части главной магистрали.

Одной из ключевых целей модернизации является снижение уклона (градиента) пути на горном участке. Мы считаем, что более плоский градиент снизит износ колес и рельсов, сократив потребность в дополнительных локомотивах на этом участке, а также вынужденное время простоя. Кроме того, компания планирует улучшить состояние тоннелей, мостов и железнодорожных переездов и обновить подвижной состав.

В результате реализации проекта модернизации, компания ожидает увеличения пропускной способности в три раза за счет создания двухпутного участка вдоль самой большой части магистральной линии, уменьшения эксплуатационных расходов и продления срока службы многих инфраструктурных объектов. Завершение проекта модернизации позволит добиться экономии эксплуатационных расходов до 40%.

Trans Caucasus Terminals (TCT), 100-процентный филиал ОАО ГЖД, был основан в конце 2009 года. Его целью является обеспечение грузовых перевозок из Китая в Европу через Грузию в минимальные сроки.

У TCT имеются компании-партнеры в Китае, Казахстане, Азербайджане и Румынии. В ближайшем будущем ожидается завершение переговоров и начало осуществления перевозок из Китая через Грузию.

Создание TCT обусловил целый ряд причин, но главной стала необходимость диверсификации железнодорожных грузовых перевозок. Дело в том, что на сегодняшний день более чем половина перевозок и, соответственно, получаемых доходов ГЖД связаны с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. В то же время рыночная доля железнодорожных контейнерных перевозок существенно увеличилась в течение последних десяти лет. Однако эта тенденция практически не затронула Грузию.

TCT начал свою деятельность в 2011 году, и с тех пор в Тбилиси стал функционировать единственный связанный с железной дорогой контейнерный терминал. В нем также было построено здание таможенного управления. Весной 2012-го TCT открыл сухой контейнерный терминал в Поти. Главной его функцией будет осуществление перегрузки из контейнеров в вагоны и наоборот. Кроме того, в конце 2014 года планируется строительство нового склада.

В связи с наличием значительных объемов транзитных грузов из Турции в Центральную Азию, Азербайджан и Армению ГЖД недавно открыла внутренний терминал в Батуми.

В конце 2014 года TCT планирует начало проекта развития дополнительного терминала в Вале (транспортный пункт вблизи границы с Турцией). Он позволяет TCT увеличить грузопоток через Грузию по железной дороге из Центральной Азии в Турцию и в обратном направлении. С помощью TCT ГЖД отреагировала на растущее значение контейнерных перевозок в регионе, а также спрос рынка на непрерывную доставку "от двери до двери".

TCT обеспечивает два варианта обслуживания: управление терминалом и экспедирование грузов. Цель — транспортировка груза из любой точки мира до места назначения. Наибольший интерес представляет транспортировка груза из Китая по Транскавказскому маршруту. В настоящее время ведутся переговоры с Азербайджаном и Казахстаном о запуске маршрутных поездов с терминалами в Тбилиси, Поти и Вале.

ОАО "Грузинская железная дорога" принимает участие в новом проекте паромных перевозок в страны Черноморского бассейна. Грузия заключила соглашения по предоставлению услуг паромных перевозок с Украиной, Россией и Болгарией. Также рассматривается вопрос о подписании соглашения с Турцией. В настоящее время грузинские операторы-перевозчики из-за отсутствия соответствующих судов не в состоянии использовать квоты, которые выделены для страны. Грузинская сторона не пользуется рынком, в то время как украинские и российские паромы успешно используют выделенные квоты в портах Грузии, которые обслуживают приблизительно пять иностранных паромов в неделю.

Для осуществления проекта паромных перевозок ГЖД намеревается создать специальную компанию вместе с выбранным партнером на основании равноправного участия.

За счет паромных перевозок ГЖД стремится увеличить объем грузопотока, в том числе и транзитного через Грузию, приблизительно на 80 тыс. т. На начальном этапе планируется наладить паромные перевозки с Россией.
ГЖД ориентируется на развитие портов, предназначенных для контейнеров и насыпных смешанных грузов, в том числе для погрузки на суда пятого поколения типа PANAMAX.

Социально значимые перевозки пассажиров являются убыточными и фактически субсидируются за счет грузовых перевозок. Цель менеджмента ГЖД — довести до безубыточности пассажирские перевозки за счет внедрения современных технологий и новых типов услуг.

В течение прошедшего десятилетия структуры компании, отвечающие за пассажирские перевозки, существенно изменились. Эти изменения коснулись, прежде всего повышения качества подвижного состава, введения новых услуг.

В настоящее время бизнес-единица, отвечающая за пассажирские перевозки, предлагает своим клиентам удобные услуги перевозки на современных электропоездах, постоянно повышая качество обслуживания и расширяя номенклатуру предлагаемых услуг с целью удовлетворения требований пассажиров.

Пассажирская бизнес-единица была основана в 2005 году по рекомендациям консалтинговой компании Booz Allen Hamilton. В тот период основными проблемами были устаревший подвижной состав еще советского периода, завышенные эксплуатационные расходы и низкая производительность труда. Первым шагом бизнес-единицы была модернизация 38 спальных вагонов в Днепропетровске и их ввод в эксплуатацию на маршруте Тбилиси—Батуми. Также был начат капитальный ремонт вагонов в депо ГЖД.

В 2009 году компания ввела в эксплуатацию три новых электропоезда, построенных на грузинско-китайском СП. В то время эти поезда считались самыми удобными в Южно-Кавказском регионе. Затем в 2012-2013 годах ГЖД ввела в эксплуатацию пять китайских электропоездов нового поколения. Согласно существующей стратегии, компания планирует эксплуатировать старые спальные вагоны до конца срока их службы. После этого они будут заменены на более современные и комфортные. Скорость этих поездов будет в два раза выше.

В течение 2013 года были введены новые бортовые услуги в электропоездах, в том числе доступ в интернет, торговые автоматы фастфуда. В результате ввода в действие таких новых поездов, улучшения качества обслуживания и оптимизации тарифной политики пассажирооборот на маршрутах Тбилиси—Батуми и Тбилиси—Поти по сравнению с предыдущим годом увеличился на 12,5%, а доходы — на 13,7%. 

Самый короткий маршрут
Грузинская железная дорога является частью коридора TRACECA — самого короткого маршрута, соединяющего Центральную Азию со странами Черноморского бассейна.

ОАО "Грузинская железная дорога" (ГЖД) самостоятельно, без государственных субсидий осуществляет техническое обслуживание и модернизацию существующей инфраструктуры. Более того, она выплачивает значительные дивиденды своему акционеру и является одним из крупнейших налогоплательщиков и корпоративных работодателей в стране.

Общая длина грузинской железнодорожной сети (включая двухколейные пути и ответвления) составляет приблизительно 1400 км. Она соединяется с железными дорогами Азербайджана и Армении, а также тремя существующими портами на Черном море (Батуми, Поти и Кулеви). Линия на Турцию находится на стадии строительства, и ее ввод в эксплуатацию планируется в 2015 году.

Существующая пропускная способность ГЖД составляет приблизительно 27 млн т в год, в то время как фактическая средняя нагрузка — 20 млн т. Реализация текущего проекта модернизации увеличит пропускную способность втрое и одновременно позволит снизить себестоимость эксплуатации. Завершение проекта ожидается в 2017 году.
Справка
Мамука Бахтадзе — президент ОАО "Грузинская железная дорога".

Родился 9 июня 1982 года в Тбилиси. С отличием окончил факультет микроэкономики и менеджмента Государственного университета им. И. Джавахишвили, магистратуру МГУ и INSEAD.

С октября 2010 до декабря 2012 года — исполнительный директор Грузинской международной энергетической корпорации.

С марта 2013 года возглавляет ОАО "Грузинская железная дорога".

ОАО "Грузинская железная дорога" — единственный железнодорожный оператор Грузии. Компания владеет и управляет национальными железными дорогами, в том числе инфраструктурой, терминалами и подвижным составом. В ней занято более 12,5 тыс. сотрудников.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
kommersant.ru/
Поиск по сайтуЯndex