Монополия РЖД сдерживает развитие логистической системы России – эксперты

27 Февраля 2012

Монополия ОАО "РЖД" в сфере железнодорожных перевозок сдерживает развитие транспортно-логистической системы, считают специалисты гонконгского Логистического исследовательского центра (их выводы отражены в докладе, представленном во время заседания делового консультативного совета АТЭС, который проходит в эти дни в Гонконге).

"По качеству предоставления (этих) услуг Россия занимает третье место с конца среди стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Хуже обстоят дела только в Индонезии и Перу", – говорится в докладе.

Поскольку автодорожные сети плохо охватывают огромную территорию страны и имеют невысокое качество, а грузовые авиаперевозки неразвиты, основная масса товаров перемещается по железным дорогам, которые имеют ограниченную пропускную способность. "При этом иметь дело приходится с единственным оператором – РЖД, который пользуется монопольным правом на железнодорожные перевозки со всеми вытекающими отсюда последствиями", – отмечают ученые. Переправка же грузов водным и морским транспортом не всегда целесообразна в силу географических причин.

В результате товары из Китая, например, в Европу бывает выгоднее отправлять морским или воздушным путем, нежели везти их напрямую через железные дороги РФ. При этом авторы исследования отмечают фактор бюрократизации, присущий всем государственным структурам, в том числе и ОАО "РЖД". "Монопольное положение открывает российским железнодорожникам широкие коррупционные возможности, что также увеличивает издержки бизнеса", – говорится в докладе.

Чтобы сократить коррупционную составляющую, в том числе в железнодорожных перевозках, требуется дальнейшая приватизация и демонополизация транспортного сектора, а также усилия и поддержка государства в развитии дорожной сети и сопутствующих объектов.

Между тем, авторы доклада отмечают, что по факту привлечение частного капитала остается под вопросом. "Несмотря на планируемую частичную приватизацию отдельных "дочек" РЖД ("Первая грузовая компания", "ТрансКонтейнер" и других), о передаче материнской компании в частные руки и демонополизации отрасли речь не идет. Государственно-частное партнерство пока находится лишь в пилотном режиме – первые проекты только начинают реализовываться (например, скоростная трасса Москва – Санкт-Петербург), и пока неясно, насколько широкое распространение получит эта практика", – говорится в докладе.

Несмотря на постоянные дотации ОАО "РЖД" со стороны государства и ежегодное увеличение тарифов на грузоперевозки, работа единственного оператора на этом рынке пока далека от совершенства: парк вагонов и инфраструктура характеризуются высокой степенью изношенности, качество услуг зачастую не соответствует цене, пропускная способность недостаточна и не увеличивается год от года, говорится в докладе.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.interfax.ru
Поиск по сайтуЯndex