Дорожные развязки

18 Февраля 2011

Единое экономическое пространство невозможно без единого транспортного. При перевозке пассажиров и грузов границы только помеха. Вот почему транспортники - самые активные поборники интеграции. Как идет создание единого транспортного пространства стран Таможенного союза? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с министром транспорта и коммуникаций Беларуси Иваном Щербо.

- Иван Иванович, что представляет собой единое транспортное пространство и какие преимущества оно несет?

- Образование единого транспортного пространства было провозглашено одной из важнейших задач еще при образовании Союзного государства Беларуси и России. По договору о его создании объединенная транспортная система, функционирующая в пределах Союзного государства, является одним из принципов формирования Единого экономического пространства. Программа действий Беларуси и России, направленная на реализацию этого договора, предусматривает интеграцию транспортных коммуникаций обеих стран в европейскую транспортную систему. Для этого необходимо поэтапно осуществить модернизацию общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по нашим территориям.

Этот вопрос в прошедшем году всесторонне изучали органы государственного управления Беларуси и России, Координационная комиссия по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства. Как это и предусмотрено планом мероприятий по ее формированию и функционированию на 2008-2010 годы. Каковы итоги? Работа проделана значительная. Это касается унификации и совершенствования нормативной правовой базы в области транспорта; развития транспортных магистралей, проходящих по территории Союзного государства, и прежде всего международных транспортных коридоров; международного, научно-технического сотрудничества.

Однако реализовать положения Плана о создании равных экономических условий в транспортной сфере в полной мере пока не удалось. По-прежнему, к сожалению, ограничен доступ белорусских автомобильных перевозчиков на российский рынок автотранспортных услуг. Достаточно отметить, что за прошедшие 10 лет количество разрешений на доставку грузов в или из третьих стран, выделяемых Минтрансом России белорусской стороне, сократилось со 116 тысяч в 2001 году до 55 тысяч в 2010-м. Эта тема в очередной раз обсуждалась на 12-м заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства. Мы с моим российским коллегой Игорем Левитиным достигли договоренности об увеличении количества выделяемых белорусской стороне разрешений в нынешнем году до 75 тысяч. Так что и тут есть определенный прогресс.

- Каковы основные положения недавно подписанного в Москве плана создания единого транспортного пространства? Когда оно должно заработать в полную силу?

- В числе основных его положений - согласованная деятельность министерств транспорта по присоединению и участию в важнейших международных договорах, выработка совместных решений по вопросам безопасности перевозок пассажиров и товаров, разработка принципов общего рынка автомобильных транспортных услуг, продолжение работы над проектом межправительственного белорусско-российского соглашения по вопросам автомобильных сообщений, предложенного белорусской стороной.

Вопрос об итогах выполнения плана в 2008-2010 годах, а также мероприятия по реализации аналогичного плана на 2011-2012 годы будут рассмотрены на предстоящем заседании правительства Союзного государства в марте. Так, на наш взгляд, будут созданы предпосылки для окончательного формирования и функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства.

- Беларусь и Россия - важнейшие транзитные государства Евразии. Что дает в этом плане объединение усилий в транспортной сфере?

- Как известно, по Беларуси и России проходят наикратчайшие транспортные связи, соединяющие западные и восточные государства. Объединение усилий транспортников в сочетании с развитием дорожной инфраструктуры, сервиса может существенно повысить качество международных перевозок. Ускорится перемещение товаров вследствие упразднения внутренних границ, снизится транспортная составляющая в себестоимости товарно-материальных ценностей, повысится эффективность использования транспортных средств, возрастут доходы от транспортной деятельности. К примеру, решено в ближайшие два года довести до международного уровня автотрассы из Минска в Гомель и Могилев, активно используемые при перевозках в Россию, Казахстан и далее.

- Как возрастает транспортный и транзитный потенциал Беларуси в связи с заключением Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и образованием ими ЕЭП? Какие предусмотрены этапы в укреплении их интеграции в транспортной сфере?

- В условиях Таможенного союза и его высшей формы - Единого экономического пространства - образование на территории трех стран единого транспортного пространства приобретает особое значение. Ожидаемое упразднение внутренних межгосударственных границ позволит существенно сократить барьеры при осуществлении международных перевозок. Это привлечет новых иностранных международных перевозчиков, дополнительные объемы транзитных товаров.

Этапы интеграции государств-членов Таможенного союза обусловлены в первую очередь упразднением всех видов контроля на внутренних границах, а также отказом от разрешительной системы на выполнение международных автомобильных перевозок, в том числе и в/из третьих стран. Пока ситуация такова. Наши предприятия, занятые двусторонними и транзитными перевозками, могут выполнять их в России без каких-либо разрешений, а на перевозки в/из третьих стран ею в одностороннем порядке введены с 1999 года соответствующие разрешения для всех иностранных перевозчиков, в том числе белорусских. С Казахстаном действуют все виды разрешений - двусторонние, транзитные и в/из третьих стран.

- Удалось ли перенести транспортный контроль с белорусско-российской на внешнюю границу Союзного государства? Когда к этому процессу присоединится Казахстан?

- Чтобы упразднить сплошной транспортный контроль на белорусско-российской границе, нужны определенные условия. Для их создания приложены немалые усилия. Министрами транспорта Беларуси и России подписано межправительственное Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства. Недавно подписан указ Президента Беларуси о проведении переговоров, подписании и временном применении проекта Соглашения между правительствами Беларуси, Казахстана и России об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза. Подготовлен проект решения Правительства Беларуси о прекращении функционирования пунктов пропуска автомобильного контроля на белорусско-российской границе. Таким образом, белорусская сторона готова к переносу контроля на внешнюю границу Таможенного союза.

На днях эти вопросы рассматривались на совещании представителей Беларуси, Казахстана и России в Минске. В основном приняты во внимание предложения казахстанской стороны редакционного плана в отношении названного трехстороннего соглашения.

Российская сторона проинформировала о принятии федерального закона, устанавливающего 180-дневный период передачи функций транспортного контроля в пунктах пропуска на белорусско-российской границе таможенным органам. Сейчас россияне дорабатывают свой программный комплекс по транспортному контролю "СКАТ-ТК", установленный в октябре 2010 года в белорусском пункте пропуска "Козловичи". Параллельно проводится работа с Казахстаном. Идет доработка проекта упомянутого трехстороннего межправительственного соглашения об организации транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза.
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.tks.ru
Поиск по сайтуЯndex